ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Литературное творчество паричан / Позин Семен Григорьевич

К списку >>


20. Женщина отломала от буханки по куску хлеба плотогонам, сплавлявшим по Березине бревна на стройку, и мужики с жадностью и удовольствием стали утолять голод. Эта картинка 50-х годов часто воскрешается в моей памяти.

21. Провожали, как на войну группу Паричан и мужчин из соседних деревень, отмобилизованных в августе 1968 года, перед вводом войск СССР в Чехословакию для «братской помощи».

22. «Картошка»:

22.1 Работа на «картошке» стала спасением от перегрузки, которая возникла в первый месяц учебы в ВУЗЕ, пригодились трудовые навыки и выносливость, приобретенные в детстве, в том числе моральная устойчивость.

22.2 «Боцман» - такую кличку я получил на первой «картошке», благодаря очень практичному морскому бушлату, которым меня экипировал брат. Здесь, в очередной раз, я увидел реальную жизнь тогдашней деревни (1965 год).

22.3 «У Позина симпозиум» - такое название празднования моего дня рождения «на картошке» я позаимствовал из журнала «Наука и жизнь», где сообщалось, что в старину слово симпозиум означало пьяные оргии с участием женщин. Сейчас этот термин, как правило, связывают с научными собраниями. Когда наступил мой День ангела, мы организовали симпозиум в его первоначальном смысле.

22.4 Трудовые навыки понадобились и при осенних строительных работах на подшефных объектах, спустя 2 года, в течение которых я, как «целинник», был освобожден от осенней «картошки».

2

23. Работа в студенческих стройотрядах на целине (1966-1967 гг.) была для нас физическим и нравственным испытанием, позволила заработать солидные, по тем временам, деньги, приобрести новых приятелей.

23.1 Запомнился первый день работы в совхозе, когда нас вывезли в степь на строительство коровника. Выдали новые, не заточенные, лопаты и велели рыть в твердом глинистом грунте траншею под фундамент. В этот день, здорово устав, заработали всего по 50 копеек… В дальнейшем пришлось вручную делать замесы бетона (как на строительстве исторического Днепрогэса), транспортировать его на носилках и заливать для изготовления фундамента различных построек (жилых домов, коровников, зерносклада). Хотя в то время были бетономешалки, но к нам, как я теперь понимаю, относились, как к солдатам из строительных батальонов, дешевой и не притязательной рабочей силе. В последующем мы познакомились и с местным строительным материалом – саманом, который при кладке стен скрепляли обыкновенной глиной. При погрузке-разгрузке этого материала транспортеров и других механизмов не применяли. Наши «конкуренты» кавказцы в годы целины, по-видимому, обходились совхозу значительно дороже.

4

5

23.2 Вода для питья привозилась из шахтных колодцев и, наверняка, была разною по содержанию солей, так как значительно отличалась по вкусу (от пресного до соленого) в отдельных источниках. Для безопасности нас заставляли пить кипяченую воду, но мы, игнорируя этот запрет, употребляли сырую, набирая питьевые баки непосредственно из колодцев.

23.3 Приходилось преодолевать летнюю жару. Пили много воды, пока не начинали ощущать, как она плескалась в животе. Мать прислала мне лимонную кислоту и соду, чтобы я делал «шипучку», так она, по своим понятиям, старалась уменьшить мои трудности в противодействии обезвоживанию организма. Для профилактики микробных отравлений активно использовался сырой чеснок.

23.4 Носили белые панамы с целью предупреждения тепловых и солнечных ударов – других дешевых головных уборов в магазине не оказалось.

23.5 Работали по 12 часов в день все 2 месяца «целины» с 2-х часовым обеденным перерывом на «фиесту» и двумя выходными в месяц. Особенно трудно приходилось городским 18-20 летним ребятам, среди которых появились «сачки» - студенты, работавшие хуже других. Однако, как я теперь понимаю, это было связано не только с природной ленью, но и с разными физической и трудовой закалкой, способностями к длительному, тяжелому и монотонному труду, семейным воспитанием.

23.6 «Сухой закон» в стройотрядах был установлен официально, но мы его успешно обходили, употребляя вечерами, после предварительной закуски во время ужина, тогдашние «чернила» (Агдам, 777, вермут). Запомнился случай, когда после «употребления», мы стали подбрасывать вверх встретившегося нам в степи местного мастера, которого мы любили и уважали, но в этот раз внизу подхватили неудачно… На следующий день, хотя и в повязке, он продолжал работать с нами.

7

Продолжение читайте здесь:http://www.parichi.by/literature/9/63/