ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Литературное творчество паричан / Позин Семен Григорьевич

К списку >>


Выражаю благодарность моим родственникам и близким, принимавшим участие в рецензировании рассказов (А.Г. Ходус, Д.И. Концевая, О.Я. Позин, С.С. Позин), В.М. Василевскому, предоставившему фотографии.

С.Г. Позин

Эпизоды из Паричского детства и студенческой юности


1.Мяч из серого «перекрасился» в синий с радужной полосой по периметру, когда на наших глазах сотрудники детсада помыли игрушку. Вопреки моим детским ожиданиям, как я не пытался дома повторить эту процедуру, «чудесного» изменения окраски домашнего мяча не произошло.

2. Ботинками-скороходами показалась мне моя обувь после весеннего перехода на них с валенок в калошах. Я даже попытался пробежать наперегонки со старшим сверстником, облаченным в кирзовые сапоги, но соревнование все-таки проиграл…

3. «Наша девочка не будет с вами играть, потому что вы сопливые …!», - пошутил отец, подозвавший накануне к дому мальчиков сверстников внучки.

4. «Бабка с козами», - говорил отец о старушке, которая вызывала улыбку у встречных, когда вела животных. Обычно она шла впереди стада и ближайшие подталкивали ее сзади, но хозяйка не обижалась…

5. «Мiхал Казел» - такая кличка была у моего старшего сверстника, мать которого держала коз.

6. Преодоление боязни собак воспитывалось с детства, хотя у нас был свой пес, а на улице я с удовольствием и безопасно гладил знакомых животных, но встречались «вредные», с лаем нападающие на меня. Приходилось различными способами, сдерживая страх, отбиваться от них, не допускать преимущества особенно агрессивных. Сыновей я учил, что инициатива дразнить собак, особенно не защищенных от человеческой несправедливости - показатель трусости и слабости людей. Теперь помогаю воспитывать необходимую смелость у внуков.

7. Роль собак с годами совершенствовалась. Наряду с прежними, развитие получила функция скрашивания одиночества бездетных и малодетных семей.

8. Исчезли керосиновые фонари, обозначавшие фарватер для судов на Березине, их до 60-х годов в Паричах и окрестностях зажигал вечером и гасил по утрам бакенщик. Теперь фонари заменили светящимся покрытием бакенов.

9. Решительные и наступательные действия матери заставили признаться в неблаговидных поступках виновных в исчезновении «казенных» денег, когда обнаружилась их пропажа у отца – малолетний квартирант М, в почтовом учреждении – сотрудница М.

10. Своеобразный почерк Вовки В не позволял легко читать его рукописи. Из-за этого учительница белорусского языка и литературы Л говорила: «Я ведаю, што ты, Воўка, пiшаш добра i граматна. Пастаўлю табе 4 альбо 5, а разбiраць твае пiсаннi ў мяне няма сiл i часу». Я читал его рукописные письма только после ужина, когда, утолив чувство голода, можно было не спеша разгадывать трудный текст.

11. Зажим для носа, чтобы при плавании в него не попадала вода, Вовка В. смастерил, будучи школьником, так как после купания возникал довольно сильный приступ насморка. Первые плавки для нас он сшил из детских трусов и, поскольку передняя часть изделия оказалась слишком узкой, придумал специальный потайной карманчик для той части тела, которую нужно было скрыть.

12. В зимнем пальто, но босиком ходили в детстве многие мои сверстники, когда весной, летом и ранней осенью было прохладно. Без обуви я, как и большинство пацанов, бегал до 5 класса, тогда это считалось нормальным. Осеннее пальто появилось только лет в 14-16.

13. Хруст сала, которое с большим аппетитом я ел на кирпичном заводе, нравилось слушать Марату Э. и другим пацанам, с которыми мы «гамовали» (складывали на хранение для зимнего производства) подсушенный сырой кирпич. А вообще, с того времени я полюбил этот продукт, регулярно употреблял его в студенческой юности и зрелые годы.

13.1 «Сало надо есть», - ответил я знакомому приятелю на Дальнем Востоке, услышав его восхищенный вопрос, как у меня «получился» первый сын? У приятеля рождались только девочки…

13.2 «И чтобы к холодильнику за салом не подходил!», - предупреждает жена, когда, при размолвках, угрожает прекратить готовить для меня пищу, пытаясь для обеспечения «чистоты» желаемого эффекта, исключить из употребления любимый продукт.

13.3 «Вазьмi ў паход сала, з’ясi, вадой зап’еш i будзеш сытай», - сказала соседка К дочке-школьнице.

13.4 «Захочу, отрежу кусок сала и наемся досыта, когда выросту, стану хозяином и у меня будут ключи от кладовки», - мечтал в детстве мой однокурсник К.

13.5 «Хорошо, что яблоки пока выручают», - сказал один из «противников» выпивки…, когда в сентябре в 90-е годы мы вспомнили о сале, как о хорошей и доступной в недавнем прошлом закуске после употребления спиртного, но тогда в связи с экономическим кризисом этот продукт стал дорогим…

14. Чаще били слабых и непохожих на большинство окружающих («белых ворон»). Помню такие эпизоды в своем и сыновнем детстве. В авторитете были стойкость и независимость характера, умение дать сдачи, хорошее физическое развитие, успешная учеба, спортивные и музыкальные успехи. Эти факторы понадобились также во «взрослой» жизни, позволили выживать в различных условиях сосуществования.

15. Зовут только по именам детей и взрослых во многих наших «передовых» семьях. Там в межличностных отношениях не употребляют слова мама, папа, бабушка, дедушка. Большинством родных, близких и знакомых этот факт положительно не воспринимается. Вместе с тем, внук моего «продвинутого» приятеля зовет его «дедушка» и я не заметил, что такое обращение вызывало у деда отторжение. Видимо, для данной семьи еще не все потеряно…!

16. «Спасiба Сталiну грузiну, што абуў нас у рузiну», - это стихотворение я впервые услышал от тещи. А ведь и вправду, резиновые сапоги, несмотря на их гигиенические недостатки, играют важную роль в моей жизни, в первую очередь, благодаря своей непромокаемости. Я с удовольствием носил их в детстве и сейчас одеваю в «мокрую» погоду.

17. Баня была одним из знаковых мест для Паричан, где не только мылись, но и обсуждали новости, в том числе и мужские «доблести», способности стариков, которые в отношении бабушек были еще ого - го… Мы с Вовкой В. ежегодно заготавливали больше 50 веников, старались держать марку «крутых» парильщиков. До сих пор баня остается у меня одной из основных потребностей, источником удовольствия и наслаждения жизнью. Любовь к бане унаследовали мои сыновья и внуки, которых я завлекал туда разными «льготами». Так, в буфете для детей покупались любые из двух имеющихся продуктов. Старший сын, подражая взрослым, любил закусывать сладкие напитки сухой рыбой, пойманной им в Березине. Не имели отказов в покупках вкусных товаров младшие сын и внуки.

18. «Если есть русские евреи - есть и русская баня», - ответил мой знакомый, сидящий на верхней полке парилки, на вопрос любознательного мужика: «Есть ли в Израиле русские бани?».

19. Детские фотографии одноклассников напомнили, что на сегодня некоторых уже нет в живых. Надя Ш. сейчас на пенсии – всю профессиональную жизнь была архитектором в институте градостроительства; учителями (6 человек) работали Оля Р., Владя С., Валя Щ., Надя Д., Марат Э., Рая М.; закончили БПИ Гена М., Павел В.; медиками стали Валера Ф., Феня С., Вова В. и Сеня П.; телевизионным журналистом - Тома Б.; Маня М. - налоговым инспектором; мастером штукатуром 6 разряда - Кива Р.; «технарями», закончившими техникумы и училища, - Сергей М., Коля М., Сергей Л.; остальные на фото (Валя К., Зоя Б., Зоя С., Аня Х., Мария Ф., Тома А. и другие) - тоже узнаваемы, но характер их «взрослой» деятельности мне пока неизвестен….

1

19.1 Изменили имена на более «современные» многие одноклассники и знакомые. Это помогало не афишировать свое происхождение и родословную...

19.2 Возвращение к истокам и не проходящим ценностям, в том числе к изначальным паспортным именам, среди моих одноклассников, родственников и знакомых происходит чаще во второй половине жизни. Подтверждается народная мудрость: «Лысеньким родился и лысеньким умрешь…»

19.3 «Быть» или «казаться» - вопрос, который приходится решать многим. В этом контексте большое впечатление произвела на меня в детстве книга Абрахамсона «Тропою грома».

19.4 Учителя оказали большое влияние на мое развитие, способствовали формированию навыков и знаний, необходимых в жизни. В первую очередь – это учительница начальных классов Соркина Мария Юрьевна, первая «классная» - Боровик Нинель Михайловна. Интересными для меня были преподаватели - рисования и черчения Суровец Владимир Владимирович, ботаники – Мигай Александр Владимирович, истории – Шарый Михаил Кириллович, математики – Семенцова Анна Ивановна, физики – Барановский Альфред Викторович, белорусского языка и литературы – Лопухин Григорий Трофимович, Любина Тамара Алексеевна, другие профессионалы.

19.5 Отличниками в школе в 50-70 годы были многие. Большинство из них – до 5 класса, к 7 - как правило, оставалось не более 5, на медаль котировались 2-3 человека. Этот факт говорит о способностях и трудолюбии учеников. А сейчас хорошо учиться без репетиторов весьма сложно. Видимо, «не дотягивают» школьные программы и методики преподавания - постоянная проблема последних десятилетий.

Продолжение читайте здесь: http://www.parichi.by/literature/9/62/