ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Литературное творчество паричан / Позин Семен Григорьевич

К списку >>


25. Ответы на одновременное поздравление с праздниками 1 Мая и пасхи

25.1 50-60 годы прошлого века. Дни праздников 1 мая и пасхи совпали. На «пятачке» около магазина – на месте пересечения улиц Леухина (Бобруйской) и Социалистической собралась группа молодежи. Мимо проходит старый (щырый) коммунист Х: «С праздником Миронович!», - поздравляет его из толпы парень по кличке «Грыц», – с праздником и вас, - отвечает Х., - с пасхой вас! - Это уточнение в поздравлении вызвало резкую отрицательную реакцию Х. – Цьфу, Грыц, злодзей…!», - несколько раз прокричал Х, кружась вокруг группы смеющихся парней.

25.2 «Грыц, я тебя люблю как кладбище», - ответил на аналогичное поздравление и другие шутки («подколки») в его адрес изрядно выпивший П.

26. Несмотря на угрозу утонуть, деньги под шапкой не замочил… В летний день на берегу Березины группа пацанов наблюдает за школьным сторожем по кличке «Ксендз», который на телеге с бочкой для воды заехал в реку. «Но», - крикнул кто-то из хлопцев и лошадь резко рванула на глубину. Стоя по горло в воде, «Ксендзу» с трудом удалось развернуть лошадь в обратную сторону. При этом, держа в одной руке вожжи, он не прекратил другой рукой прижимать к голове шапку, под которой, как потом выяснилось, у него было 3 рубля…

27. «Якiя гэта Паганцы? Гэта ж Дабранцы, яны ж так добра частуюць!…», - заявил в престольный праздник мужик, побывавший в гостях в деревне, которая в 60-е годы была переименована в д. Погонцы.

28. Вот бястыднiцы, даць бы iм па гэтай ср-цы, - сказала одна из женщин, увидев на пляже в Паричах (в 60-е годы) девчонок в открытых купальниках.

29. Зимние радости:

29.1 Из-за большого мороза (больше 20 градусов) занятия в школе отменяли. Мы с радостью хватали санки, лыжи и бежали кататься с горок на обрывистом берегу Березины…

29.2 Ловля оглушенной рыбы и «придухи». Когда первый лед на реке был еще прозрачный, мы бегали по нему, даже прогибающемся под нашей тяжестью («на подушках»), и глушили палками рыбу, застывшую под ледяною поверхностью. Затем в этом месте пробивалась прорубь (пелька) и добыча сама выскакивала из воды на лед. Таким же образом извлекалась и «придуха» - рыба, задыхающаяся от нехватки в воде кислорода, как правило, в разгар и на исходе зимы.

30. Ужи и гадюки довольно часто встречались на болотах и в лесу около Парич. Весной в половодье их можно было увидеть плывущими по реке, целыми клубками они попадались на лесной подстилке. Однажды, в поиске грибов мы наткнулись на скопление маленьких гадюк. Вова К, одетый в ботинки из толстой кожи, смело наступил на это скопление. Гадюки жалили ботинок, от чего он позеленел, но прокусить такую обувь они не могли. Ужи были безопасны и некоторые хлопцы, поймав их, пугали девчонок.

31. Самогон, водка и духовой оркестр. К спиртным напиткам меня приобщили в раннем детстве. Отец иногда наливал мне их на донышке стакана, когда выпивал с кем-нибудь из знакомых. Опыт употребления этих напитков пригодился в дальнейшей жизни, в том числе в застольях со взрослыми и сверстниками. Иногда, к счастью редко, случался «передоз», возникали не очень приятные и курьезные эпизоды. Так, когда играли в школьном духовом оркестре, после похорон, особенно в зимнее время, мы еще долго вынуждены были нюхать запах самогона, который вытекал из клапанного аппарата труб. Этим напитком, используя его в качестве антифриза, мы обильно смачивали указанный механизм.

1

2

32. Ориентироваться в лесу я научился не сразу. Сначала часто блудил, а потом освоил ходьбу «по солнцу». А сейчас я больше доверяю компасу, он всепогодный…

33. Критическая переоценка своих спортивных качеств, как лыжника:

33.1 На районных лыжных соревнованиях между старшими школьниками меня обогнал невысокий, ниже моего роста, соперник. Я пытался пристроиться следом за ним, но вскоре отстал. Оказалось, и подтвердилось в этом эпизоде, что кроме роста для данного вида спорта имеют значение техника, выносливость и другие составляющие.

33.2 Уже будучи взрослым, я, возвращаясь с лыжной прогулки, обогнал идущую по тротуару девушку, попросил у нее «лыжню» - освободить мне проезд. Через метров 500 - 800, доехав до перекрестка, где я снял лыжи, с удивлением увидел эту девушку, спустя 1-2 минуты догнавшую меня…

34. Рыбалка

Рыбы в Березине было довольно много, рыболовецкие бригады функционировали в поселке и в некоторых окрестных деревнях. Рыбалкой, как и плаванием, увлекались большинство хлопцев-Паричан. В детстве мы делали самодельные удилища из орешника, вместо лески «жылки» использовали сложенные в несколько столок черные швейные нитки. Летом более продуктивно рыба ловилась изделиями из сетей: «топтухой» – треугольный каркас, обтянутый сеткой. Взрослым под силу были «крыги», ставили «жаки».

35. Ныряние в воду была одна из основных наших забав во время купания: прыгали с берега, особенно в обрывистых местах, с лодок, с парома, в том числе с крыш бытовок паромщиков (будок), с плывущих барж, которые довольно часто ходили по судоходной Березине, со специально устроенных нами трамплинов «вышек». Бывали и травмы, в том числе один мой одноклассник умер, но это многих тогда не останавливало…

36. Паром вначале деревянный, потом металлический был одной из главных достопримечательностей Парич. Перетягивали его паромщики и «добровольцы» с берега на берег по толстой проволоке. Позже, когда я уже закончил школу, появилась моторная тяга. Лодки (челны, плоскодонки (абшыванки) были частью нашей жизни на воде. Среди паричан многие знали историю о диалоге на реке: «Давай паром (лодку), - кричат паромщику с противоположного берега, - памый спачатку ногi, - ответил перевозчик».

3

37. Сбор грибов и ягод были школой жизни, частью воспитания нашей выносливости, умения ориентироваться в лесу, соблюдения неписанной этики поведения на природе.

38. «Беседы» матери с учителями оказались сверхпродуктивными… Я помню 2 успешных похода матери в школу, резко изменивших мои оценки: в первом классе, когда мне ставили двойки по письму и арифметике (у меня был некрасивый почерк), и в пятом – в связи с 2 по географии. В музыкальной школе учитель по мандолине Щ на первом месяце моей учебы предупредил мать, что из меня ничего не получится…Мать с ним не согласилась и в дальнейшем жизнь подтвердила ее правоту. Я отлично закончил 1 и единственный класс (учитель Щ из Парич уехал, а П.П. Лось, сменивший Щ, был другого мнения о моих способностях…)

39. Жизненные экзамены

Как мне сейчас кажется, ни о чем произошедшем в моей жизни до этого времени особенно жалеть не приходится, готов повторить все события, за исключением отдельных моментов и эпизодов. К таким событиям я отношу некоторые действия, вызывавшие отрицательные эмоции и последствия, но обойтись без них для меня, очевидно, было невозможно. Запомнилась попытка поступить после 7 класса в строительный техникум. Я готовился, в том числе и в Минске под руководством старшего брата: писал диктанты, решал задачи по математике. Но на первом же экзамене по русскому языку за диктант получил 2 и на этом мое поступление закончилось. Не выдержали нервы, переволновался…Зато вторая попытка поступить учиться (в мединститут) оказалась успешной. Не малую роль при этом сыграл опыт вступительных экзаменов в техникум. Я, кроме старательной подготовки специальных знаний, настраивался психологически. Поступление в ВУЗы сыновей тоже заставляло волноваться, но эти волнения с моей стороны были уже вторичны, так как свой опыт я старался передать хлопцам.

40. Домашние животные были частью нашей жизни. В моем детстве у нас в семье всегда были коровы, молоко от которых я пил в изобилии «ад пуза». В старших классах мне, из-за отсутствия обеденного перерыва по субботам, доверяли доить крову, приходилось пасти ее, если возникали проблемы с обычным пастбищным режимом. Кошки постоянно жили в нашем доме, а первая, которую я помню, была моей ровесницей, прожила 13 лет, иногда рожала котят в моей постели. Зачастую этот процесс я наблюдал на всех этапах. Кошка не только ловила мышей, но и была непременным свидетелем процедуры дойки коровы, после чего получала порцию парного молока прямо в сарае... Собака Джульбарс, когда вырос, жил у нас в будке во дворе, на цепи. Общаться с ним доставляло большую радость, а впоследствии возникла проблема с его кормежкой: требовалось, кроме отходов, выдавать ему полбулки хлеба, досыта наедался он и «чугунком» вареной картошки. Впоследствии собака, одичав, стал бросаться на курей и даже на мать. Но она не стала терпеть такой агрессии и пришлось отдать Джульбарса другому хозяину из соседней деревни. Куры в изобилии снабжали семью яйцами, а когда я был совсем маленьким, позволяли себе нахально хватать у меня бутерброды прямо из рук.

41. Спортом занимались как стихийно до школы (уличные игры лапта, пикур и др.), так и в школьные годы (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, бокс (в течение 1 года пока в Паричах жил и тренировал нас боксер-перворазрядник). Летом плавали в Березине, а зимой бегали на лыжах практически все дети, многим по карману были коньки и велосипед.

41.1 Лыжи, коньки, велосипед были далеко не у всех детей. Такое удовольствие в бедноватых семьях отсутствовало, и не позволило многим сверстникам овладеть и насладиться этими развлечениями. К счастью, благодаря нашим приоритетам ценностей, у моих детей и внуков проблемы приобретения спортивного инвентаря нет. Мы нормальные спортивные вещи смогли закупить для себя только после окончания института.

Первые коньки (снегурки на веревочном креплении) мне купили в раннем детстве в складчину с нашим квартирантом и мы катались каждый на одном коньке.

Лыжи мне достались по наследству от брата. Они были слишком большие и тяжелые, потом подходящие лыжи мы в складчину купили с Вовкой, катались на них во время студенческих зимних каникул. Были умельцы, кустарно изготавливающие такие изделия, конечно значительно худшие, чем «покупные».

Велосипеды, как правило, собирали из отдельных частей, добытых различными способами. Мне повезло: родителям на работе выдавали служебные.

Гантели, относительно не дорогие, были непременным атрибутом моей утренней гимнастики в школьные годы, хотелось быть сильным, иметь красивое телосложение.

41.2 Плавать я научился летом после 2 класса. Попытки моего обучения старшим братом боязнь воды уменьшили, а ежедневные летние речные забавы на Березине, пример сверстников и старших постепенно сформировали мое умение держаться на плаву.

Продолжение читайте здесь: http://www.parichi.by/literature/9/65/