ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Литературное творчество паричан / Позин Семен Григорьевич

К списку >>


Фотографии из Паричского детства

Выражаю благодарность моим родственникам и близким, принимавшим участие в рецензировании рассказов (А.Г. Ходус, Д.И. Концевая, О.Я. Позин, В.С. Позин, С.С. Позин, О.Н. Позина), В.М. Василевскому, предоставившему фотографии.

С.Г. Позин

1. Первые детские воспоминания у меня связаны с фотографией из детского сада, где мне, наверно, 2,5 года. Мы на трехколесных велосипедах. Эпизоды из этого фотографирования сохранились в памяти. Потом я ходил в сад до 5 лет, а дальше меня кроме семьи, воспитывала и закаляла улица…

2. В детстве мы любили «купаться» (играть) в песке на улице напротив дома, но эту забаву мне разрешали только на второй день после одевания чистой или новой одежды, так как с этого дня одежда становилась «грязной», а пока я терпел…

3. Ледостав на Березине. Поздней осенью или вначале зимы река начинала замерзать с берегов, потом ледяная поверхность увеличивалась и, наконец, уменьшающаяся промоина в центре затягивалась тонким все утолщающимся льдом. Первые смельчаки с шестами переходили реку, а потом начиналось движение гужевого и автомобильного транспорта. Не обходилось без купания в ледяной воде, первые машины тоже иногда проваливались, но азарт и транспортные потребности (объезд через ближайшие мосты в Светлогорске и Бобруйске был за 40-50 километров) заставляли рисковать.

4. Хотелось, чтоб скорее наступила весна. Казалось, до нее совсем близко, но в разгар зимы, несмотря на яркое солнце, у нас, 7-8-летних детей, сил прорубить снег и лед до земли не хватало… Любимым моим месяцем с детства был март, он являлся преддверием начинающейся весны, оживления природы. Днем пригревало солнце, текли ручьи, кудахтали куры, сообщая о снесенных яйцах, бодро звучали голоса птиц, а главное, возникало приятное ощущение, что впереди еще вся весна и целое лето с их изобилием, забавами и детскими радостями. В тоже время, как и в этом году, март еще мог показать свой капризный нрав с морозами и снегопадами, актуальными были народные поговорки: «Пришел марток, одевай трое порток», «Марец может отморозить палец».

5. Ледоход на Березине наступал, как правило, в апреле, ко-гда снег в поселке уже сходил, а около берегов и на участках с большой скоростью течения образовывались все увеличивающиеся промоины. Повышающийся уровень воды поднимал лед, начиналось его шумное движение: вначале сплошными льдинами, а потом более мелкими «крыгамi». Редко кто из Паричан не приходил в такие дни на берег реки полюбоваться стихией.

6. «Вырасту, буду шофером», сидя на печи, планировал Вовка В, когда в раннем детстве мы с ним мечтали о будущем. Это место было главным в доме. Здесь всегда было тепло, можно было спать, укрывшись только тонким одеялом или одной постилкой, не зря печь особенно любили дети, кошки и старики…

7. «Зазнайки», - называла нас первая учительница из-за того, что мы с Вовкой В. к 1 классу уже довольно бегло читали. А вот другая молодая учительница, когда мне было лет 5 и я, как обычно, сидел в песке на улице перед домом, подошла ко мне и спросила: «Ты умеешь читать?» - и, после моего утвердительного ответа, угостила меня конфетой. Это был неожиданный, приятный и запомнившийся мне момент. Когда меня начали учить в музыкальной школе игре на мандолине, я параллельно обучал Вовку В своим навыкам. В наше время популярным был термин «начитанность». Мы прочитали все, главные, по нашему мнению, книги, которые были в Паричских библиотеках, и чувствовали себя уверенно в области общедоступных знаний…Сейчас, с появлением и распространением интернета, «начитанность» оказалась совершенно недостаточной, приходится догонять современников…

8. «Куда бежишь, тропинка милая, куда ведешь, куда зо-вешь», - запел в первом классе и удивил всех своими певческими способностями Вовка В, когда учительница по очереди проверяла нас на наличие этих данных. А в дальнейшем, после 7 класса, мы с Вовкой продолжали петь популярные песни в нашем классном трио с участием и под аккомпанемент на баяне Марата Этуса.

9. «Хочу быть собакой», - ответил на вопрос моего отца о впечатлении от кинофильма «4 танкиста и собака» мальчик, смотревший в 50-60 годы это кино по телевизору в нашем доме. Интересно, что бы ответили на такой вопрос современные дети, думаю, глядя на внуков, что также утвердительно.

10. Немецкий штаб. В детстве летом мы постоянно купались и загорали на левом берегу Березины. Однажды двое старших парней предложили показать «немецкий штаб», мы согласились. Приведя нас на соседний луг, хлопцы-большуны проползли за ближайший стог сена и после этого сообщили, что штаб находится там и его охраняет часовой с автоматом. Мы побоялись проверить достоверность этой информации, а я предложил сообщить в милицию. Немного подумав, парни согласились. Переехав реку на пароме, мы с приятелем прибежали к начальнику Паричской милиции, который, не сумев убедить нас, что «немецкий штаб» не существует, дал лист бумаги и карандаш, предложив старшему из хлопцев нарисовать план «расположения немцев», чтобы потом «штаб» захватить. Вернувшись на пляж на попутной лодке, мы встретили хохочущих ребят из нашей компании, довольных, что удалось нас обмануть …

11. Детские заработки

11.1 Вторсырье из обломков кирпичей вызвало громкое возмущение заготовителя, к которому вместо традиционных костей, тряпья и металлолома мы притащили эти обломки. В выгодности такого «бизнеса» нас убедили встретившиеся по пути старшие хлопцы и обычное вторсырье мы выбросили…

11.2 Первые заработки на производстве. Кроме сбора вторсырья мы сдирали (драли) и сдавали заготовителям подсушенную лозовую кору, а летом, после окончания 4 класса нас с Вовкой В приняли на работу в МСО (межколхозстрой), где мы сбивали щиты из деревянной дранки, которые в последующем прикрепляли к стене зданий перед ее штукатуркой. Рабочие площадки из обрезков досок сделали себе сами прямо на земле, и под открытым солнцем половину июля производили продукцию. На более длительный период детских сил не хватило… Заработал я тогда 115 рублей и родители, добавив своих денег, купили мне зимнее пальто. Потом на каникулах после 8, 9 и 10 классов мы с Вовкой В работали на кирпичном заводе: «гамовали» (складировали под навесами подсохший кирпич-сырец), зарабатывали побольше, но первый производственный заработок остался в памяти.

1

2

11.3 «Щыры конь», - прокомментировал Вовка В. мою фотографию, где я худой, с впалыми щеками стою на фоне дров, самостоятельно заготовленных нами после окончания 9 класса. У нас не было опыта такой работы, и мы многое делали не рационально, на пределе юношеских сил.

3

4

11.4 В Паричах не спрашивали "где ты работаешь?" Был модным вопрос: "Дзе ты гаруеш?"

12. «Бачу, бачу – з комiна шыбаеш» - кричит пьяный Павлуша, идущий по ночной улице Парич, в ответ на «шутки» ватаги мальчишек, которые, потешаясь над Павлушей, бросают в него камни. Хлопцы в это время находились в тени от соседнего дома, образовавшейся при свете уличного фонаря, «на дымовой трубе (комiне)».

13. «Унучак, чаму ты мяне шманаеш?» – говорит изрядно выпивший дед Лопатин, идущий по улице и держащий за руку маленького внука. Деда из-за хмельного состояния водит из стороны в сторону и ширины тропинки, по которой они идут с внуком, явно не хватает…

14. Каўток глынуў, душа гарыць - і добра! , - говорил пожилой пастух дед «Смоляк», периодически прикладывась к бутылке спиртного. «Смоляку» эту бутылку вместе с сумкой еды давали с собой каждый день. После «каўтка» (глотка) дед, к которому в детстве я ходил за подпаску, продолжал бегать за коровами, отбившимися от стада. К исходу дня бутылка опорожнялась…

15. Корову я подоил, но молоко оказалось обезжиреным. Данный факт установили в «маслопроме» (на молочном заводе), где поступающее сырье проверяли на жирность... После этого случая мое молоко использовалось только для внутреннего домашнего употребления.

16. «Напэўна, дзядзька працуе пiсьменнiкам, бо, амаль кожны дзень, ен прасiў у цеткi грошы на чарнiла», - адказаў на пытанне мацi аб занятках дзядзькi вясковы хлопчык, пагасцяваўшы ў гарадской раднi.

17. «Здароў, дзеўки!» – поздоровался сосед (молодой мужчина) с пожилыми женщинами и старушками, традиционно сидевшими на скамеечке напротив нашего дома». «Дзеўкам» это приветствие очень понравилось и они, оживившись, весело защебетали…

18. «Слишком мало людей (которых можно обсудить) проходит мимо нашей лавочки перед домом, - сказала мать, общаясь с соседями (50-60 годы), - плохо все-таки наша скамейка расположена…».

19. «Что делать? Спросите у Чернышевского! - посоветовала учительнице русского языка и литературы К. на базаре в Паричах старушка лет за 70, много читающая жена Лейзера Тодоросова (прозвище), услышав слова учительницы: «Что делать, все дорого, ничего нет?!» - Кстати, вы читали «Что делать» Чернышевского?»

20. «А ў Афганiстане калхозы е?» - спросил наш 80-летний сосед Лейба Р у моей сестры, когда она, вернувшись из Афганистана, отдыхала с семьей в Паричах.

5

21. Эффект рационализации В 9 классе на летней практике мы пилили и кололи дрова для школьных печей. По нашему предложению, было установлено конкретное задание на всю практику. Благодаря этому, мы закончили пилить, колоть и складировать дрова досрочно, каникулы у нас начались дней на 10 раньше. Но, вместо положенных 4 часов нам пришлось «вкалывать» в течение всего светового дня. Вот такая получилась рационализация…

6

22. «Во дзiця гаруе», - казаў са спачуваннем мой бацька, назiраючы як я старанна, аж засопшысь, рабiў ранiшнюю гiмнастыку …

23. Опять ненормальный Позин бежит, - говорили соседи, когда я, будучи школьником, осенью и весной бегал кроссы в сторону деревни Моисеевка.

24. «Подозрительную колбасу отдать не своему, а соседскому собаке и то, если сосед плохой», - распорядился доктор Б – местная Паричская знаменитость, когда я отравился этим продуктом и отец, при установлении причины моего недомогания, сказал, что выбросит колбасу нашему Джуль барсу.

7

Фотографии из Паричского детства. Часть вторая здесь