ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Гостевая книга

21 09 2023::Валентина Петрова для Ольги.
Здравствуйте, Ольга. К сожалению у нас нет никакой...
21 09 2023::Валентина Петрова для Натальи.
Здравствуйте, Наталья. К сожалению у нас нет...
21 09 2023::Валентина Петрова для Татьяны.
Здравствуйте, Татьяна. На ваш запрос могу ответить...
21 09 2023::Валентина Петрова для Позовского Игоря.
Здравствуйте. К сожалению у нас нет никакой...

Паричское женское училище

01 01 1970

Раздел № 1. Паричское женское училище духовного ведомства.


Санкт – Петербург 1910 год.
Выдержки из книги Павла Пароменского.
Местечко Паричи и его окрестности в момент появления училища.
Когда в Паричах поселился муж учредительницы училища - Михаил Иванович Пущин, весь Западый край, а Минская губерния в особенности –представляли собой совершенно нечто отчуждённое от всего русского. Край был русский, но только по имени. Самый народ, обитавший здесь, совсем не походил на жителей Великороссии. По заявлению Марии Яковлевны Пущиной, приехавшей в Паричи в 1838 году, он представлял резкую противоположность бодрому, крепкому, уверенному в себе, глубоко преданному Православной церкви народу центральной России. Белорус производил тяжёлое впечатление на всякого свежего человека, прибывшего из Великой России. «Жалкий, забитый, отторгнутый историческими условиями от бликого общения со старшим своим братом – великороссом, он изнемогал под тяжёлым социально – экономическим и религиозным давлением чуждого элемента». (слова Марии Яковлевны, - см. статью В.Покровского в Минских Епархиальных Ведомостях за 1895 год № 9) всюду чувствовалось польско – католическое начало, а в некоторых местах это преобладание переходило в гнёт. Русская речь слышалась довольно редко, даже в среде православного духовенства. И не удивительно: где могли воспитываться дети православных и к чему могли привыкать, если русских школ не было, если образование можно было получить лишь в польских пансионах, если модным и хорошим считалось у всех лишь то, что было у панов – поляков. Что сказано относительно целой губернии, то с особой силой можно подтвердить и в отношении Парич: до возникновения здесь женского училища девиц духовного звания это была одна из самых глухих местностей Минской губернии. Правда попытки обрусить окружающее общество начались в имении Паричи уже в первой четверти 19 века, со времени появления здесь отца Михаила Ивановича, Ивана Петровича Пущина. Последний получил имение по наследствуот своего отца Петра Ивановича Пущина, которому оно было пожаловано в награду за добрую службу Императором Павлом Первым. В 1816 году началась постройка церкви и в 1819 году храм был освящён во имя Св.Духа. Создавая её, помещик хотел привлечь к храму Божию небольшую местную паству. Вместе с тем он отвёл особое помещение ( один из старых флигелей) в своём имении для обучения крестьянских детей. Но такими мерами трудно было добиться каких либо положительных, благоприятных результатов. Кругом Парич находились униатские церкви и католические костёлы, и издавна здесь велась скрытая и явная пропаганда Римского престола. Вся местность около Парич – Стужки, Белица, Брожа, Дуброва, Демитковичи, Качай – Болото – были под Бискупом. В Островчицах, Чернине, Королевой Слободе были униатские церкви, а в Малимонах у помещика Прушановского и в Шатилках католические костёлы. В самих Паричах неоднократно появлялись католические ксензы, но временно. В таких условиях волею судьбы появился (в 1835 году) в имении Паричи новый владелец – Михаил Иванович Пущин. Обстановка не могла на него произвести отрадного впечатления. Лицом к лицу он увидел в своих единоверцах – крепостных крестьянах и служилых людях поразительную религиозную аппатию, полное равнодушие в отношении к православной церкви и вопросам веры. Но что было всего печальнее так это то, что даже лица, поставленные самим званием стоять на страже интересов православия и народности, духовные люди, - оставались по видимому совершенно спокойными зрителями горестного положения церкви и охотно поддерживали связи с богатыми польскими помещиками ища их расположения и дорожа их лаской и вниманием. В тесной связи с этим явлением религиозного индиферентизма стояли общая материальная необеспеченность и низкий уровень умственного развития народной массы. Нужно было позаботится о внешнем положении крестьян и духовенства, вывести их из материальной зависимости от не руского общества, улучшить их быт, вызвать доверчивое отношение к русским помещикам, открыть доступ в школу, развить духовные запросы, привлечь к православному храму, заставить полюбить его, воспитать чувство национального самосознания.  Михаил Иванович так и поступает, старается улучшить быт крестьян, заботится о материальном обеспечении причта приходской церкви, открывает больницу с аптекой, нанимает доктора и фельдшера, заводит правильную школу для обучения поселянских детей, заботится о благолепии приходской церкви приучает крестьян обязательно посещать церковь по воскресеньям и в праздничные дни. Заставляет и говорить не иначе как по - русском. Побуждает священников проводить проповеди и вести религиозные беседы с крестьянами, и наконец около 1860 года приступает к строительству каменного храма, чтоб ещё больше привлечь местное православное общество в дом Божий, - вообще старается вывести народ из состояния умственного и нравственного усыпления.

Но эти меры помещика вполне разумные и целесообразные, при всех своих достоинствах имели неизбежные недостатки: во первых они носили чисто местный характер, так как обслуживали нужды небольшого участка, и во вторых они были направлена к развитию простой народной массы. Оставленна была в стороне интеллигенция, и в том числе православное духовенство. Последнее по прежнему должно было тяготеть по необходимости к польским школам и пансионам, так как оно «окружённое со всех сторон и теснимое преобладающим полонизмом и римско – каталицизмом. При ограниченных материальных средствах, положительно не имело возможности дать своим дочерям правильного ( самостоятельного) воспитания в духе православия и русской народности.» Детей преимущественно девочек посылали в существующие тогда частные пансионы , содержащиеся фанатично настроенными патриотками – полькам, и, конечно, результаты получались самыми печальными.  Как справедливо выразились отцы Епархиального Съезда Минской губернии 1870 года, почтившие Марию Яковлевну поднесением глубоко прочувствованного адреса по случаю 10 –летия жизни училища и её деятельности. « Индифферентизм в религии изгнание родной речи из домашнего очага , - вот каковы были плоды чуждого православию воспитания». При такой обстановке зародилось в Паричах при имении истинно – русского помещика, под кровом православной церкви , скромное училище « Св. Марии Магдалины для девиц духовного звания»,  цель которого, воспитать практически в семейном духе и религиозном направлении, в правилах простоты, любви к труду и деятельности на благо ближнего.

На фото главный вход в здание училища.

На фото дворик училища.
Основательницей училища была жена помещика имения Паричи - Мария Яковлевна Пущина.
Личность учредительницы училища.
Мария Яковлевна Пущина ( родилась 29 декабря 1812 года, умерла 23 марта 1895 года), вторая жена Михаила Ивановича Пущина, происходила из фамилии Подкользиных. Образование получила в С – Петербургском Патриотическом Институте.  Имея около 26 лет от роду, Мария Яковлевна вышла замуж за опального Михаила Ивановича Пущина, тем самым обрекая себя на уединённую серенькую жизнь в глухой провинции.  Живая и энергичная, Мария Яковлевна не могла оставаться бездеятельной. Богато одарённая натура её тяготилась вынужденным деревенским безделием и настойчиво требовала себе такого дела, которое могло бы своими интересами наполнить всё её внутреннее существо. Окружающая жизнь указала дело. Глубоко верующая, воспитанная в заветах Православной Церкви, искренняя патриотка в лучшем смысле этого слова, Мария Яковлевна не могла спокойно и равнодушно относиться к тому, что видела вокруг себя. Она приняла участие в трудах мужа по обрусению местного общества, - занялась образованием крестьянских девочек в устроенной помещиком поселянской школе.  Около 20 лет, с небольшими перерывами вызванными необходимостью временного отъезда, она терпеливо и добросовестно исполняет роль скромной труженицы на ниве образования и воспитания, организует из учащихся смешанный церковный хор вместе с гостившими у неё сестрами Анной Яковлевной Назимовой ( вдовой полковника, помещика Псковской губернии) и Пелагеей Подкользиной.  Такая деятельность продолжалась почти до 1860 года. Деятельная натура, она начинает искать более крупное занятие, которое вполне бы отвечало запросам души. В начале 1860 года неясные планы начинают укладываться в одну форму, получают отчётливость.  Она задаётся целью устроить в Паричах хотя бы маленькое училище для дочерей священников, которые в свою очередь с течением времени могли бы быть воспитателями и распространителями христианского знания.  Свою заветную мечту Мария Яковлевна сообщает (во время пребывания в С – Петербурге в начале1860 года) своим хорошим знакомым, Помпею Николаевичу и Сергею Николаевичу Батюшковым, указав и затруднения в материальном отношении, и пишет первому из них письмо. Батюшков передал письмо фрейлине Императрицы Анне Фёдоровне урождённой Тютчевой( Аксаковой), и благодаря её посредничеству содержание письма Пущиной становится известным Императрице. Императрица заинтересовалась планами Пущиной, и изъявляет готовность принять участие в судьбе будущей школы и назначает субсидию Паричскому училищу девиц духовного звания в размере 1300 руб. из собственных средств и капиталов своих Августейших Детей.  Пущина – в Паричах, она хлопочет об устройстве здания училища. Под училищное помещение приспосабливается помещичий дом близ самой усадьбы, - дом где раньше располагалась поселянская школа, больница, сборная изба для крестьян и кухня. Приглашаются первые руководительницы училища, собираются дети и 8 сентября 1860 года совершается открытие училища.  Своему дорогому училищу она посвящает все свои силы, в его благоденствии и процветании, видя цель своей жизни. Муж Марии Яковлевны, не только не препятствует, но и наоборот – содействует. Так продолжалось до 1869 года. В этом году умирает Михаил Иванович. С горестью перенеся постигшую утрату близкого человека, всегда сочувственно относившегося к благим начинаниям, Мария Яковлевна не оставляет своего училища. Напротив, если раньше она не могла жить постоянно в Паричах ввиду того, что нравственно обязывалась оберегать здоровье своего больного мужа, служившего сначало в Минске, а потом в Бобруйске, то теперь она навсегда переселилась в Паричи. Единственным утешением для неё в одинокой её жизни – училище, и к нему всей душой правязывается Мария Яковлевна. До 1873 года она является главной руководительницей текущей училища во всех её проявлениях. Она ведёт переписку с отдельными лицами и целыми учреждениями по поводу материального обеспечения училища, хлопочет о разных пособиях, сама распоряжается училищными суммами, давая им то или иное целесообразное назначение, ведёи счета, готовит отчёты, заведует всем училищным хозяйством: наконец следит внимательным образом за внутренней жизнью созданного ею рассадника духовного просвящения, настойчиво заботится об укреплении внутреннего строя. Пред взором учредительницы училища постоянно ярко вырисовывается нужда народная, ради удовлетворения которой было вызвано к жизни училище. «Воспитание должно быть практическим, семейным в религиозном направлении, в правилах простоты, любви к труду на благо ближнего». Вот девиз, который выставляла Мария Яковлевна в качестве идеала, в первом своём письме Батюшкову по вопросу об открытии училища и которому неустанно служила во время своего управления училищем. Сремлению осуществить этот идеал Мария Яковлевна посвятила все свои знания, всё своё умение, весь свой житейский опыт.  Тревоги и волнения, пережитые при создании училища, хлопоты о материальном обеспечении и упрочении за ним счастливого будущего, труды по организации учебных занятий и воспитанию в учреждённом училище – в конце концов утомили Пущину. Тело оказалось слабее духа, чувствовалась нужда в отдыхе.
Уже в 1872 году на летних каникулах Мария Яковлевна просила Государыню Императрицу соизволить на открытие в Паричском училище училищного Правления с передачей в его ведение всех хозяйственных дел, в сентябре же следующего года она представила Государыне последний личный отчёт о состоянии училища, доложив об открытии в 1872 – 1873 учебном году Училищного Правления, и о том, что оставляет за собой общее наблюдение за нравственными успехами училища. Мария Яковлевна становится попечительницей училища и прямого участия в его делах не принимает. Впрочем такое положение вещей продолжается лишь до тех пор пока не было нужды. Явись последняя и Мария Яковлевна вновь выступила в своей прежней роли – деятеля на поприще служения интересам духовного просвящения в Минской губернии и в частности близкого ей Паричского училища.
В 1874 году, когда в Министерстве Народного Просвящения зародилась идея – при женских духовных училищах устраивать женские учительские семинарии для приготовления опытных руководительниц народных школ, Мария Яковлевна Пущина , задавшись целью добиться открытия такой семинарии при Паричском духовном училище вступает в переписку по данному вопросу с Минским Преосвященным, едет в Петербург, лично беседует с Министром Народного Просвящения, добивается командировки в Паричи специального лица для проверки и оценки на месте её планов и соображений. Благодаря ходатайству Марии Яковлевны училище преобразуется в 6 – класное, получает в 1876 году Высочайше утверждённый устав и штат и высокое покровительство ЕЁ Величества, - под непосредственным руководством Марии Яковлевны предпринимаются и ведутся училищные постройки для будущей семинарии. Мария Яковлевна следит буквально за всем. Обстоятельства изменяются, нужды нет в энергиной деятельности на благо дорогого детища, и она опять отходит в сторону лишь изредка являясь в училище, но всегда внимательно следит за нравственными успехами училища. В 1885 году Пущина имела редкое удовольствие присутствовать на 25 летнем юбилее созданного ею училища видеть и слышать трогательную признательность, как со стороны местного духовенства, так и со стороны центрального духовного управления и многих почитателей.
Ко времени того - же юбилея Мария Яковлевна удостоилась получить от Государыни Императрицы Марии Фёдоровны послание с выражением благодарности за 25 – летнюю деятельность на поприще духовного просвящения и портрет ЕЁ Величества. Последние годы своей жизни после 1885 года Мария Яковлевна проводила в уединении и спокойствии в своём имении отдаваясь молитвам и рукоделию, и лишь иногда отлучается из Парич на несколько месяцев, преимущественно осенью или зимой, предпринимая путешествие в Минск , где в Спасо – Преображенском монастыре она устроила для себя даже особую келью, или к своим родным в Псков или в Белев Тульской губернии. В училище Мария Яковлевна не появлялась и тем более не вмешивалась в дела. Да и не было нужды: училище было обеспечено материально, жизнь шла по нормальному руслу. Но и в годы старости Мария Яковлевна с живым интересом прислушивалась ко всему тому, что сообщали ей об училище.                                
Умерла Пущина в Паричах, в своём имении, в небольшом флигеле.
Погребение состоялось 26 марта, в вербное воскресенье, после литургии. Похороны были самыми скромными, такова была воля усопшей. Отпевание совершил священник о. Иван Балевич (законоучитель и инспектор классов училища), в сослужении священники ближайших к Паричам церквей о. А.Миткевич, о. М.Самойлович и диакон Бобруйского военного собора , Вержболович. Память почтили надгробными речами преподаватели училища Иван Раевич и Василий Покровский.
Погребена Мария Яковлевна рядом с Михаилом Ивановичем у самой стены алтаря. Пред могилами у самой стены алтаря установлена маленькая часовенка, внутри которой стоит крест с изображением Распятия , и висящая лампада. Внизу у креста надпись:
«Помни нас, Владыко, во царствии твоём».
Снаружи над дверцами часовни, сверху, другая надпись на камне:
«Блаженiи мёртвiи умирающiи о Господи». Апокал.14гл., 13 ст 
Пред часовенкой две могилы, окружённые оградкой, одна Михаила Ивановича,  другая – Марии Яковлевны, могилы имеют форму гробницы в 1/2 аршина высоты и обложены мраморными плитами могила Марии Яковлевны левая, на верхней мраморной плите надпись.  

Мария Яковлевна
Пущина
Род.29 дек.1812 Г.
Сконч.23 мар.1895 г.
---------------------
Жива будет душа моя
И восхвалит Ти
Господи
И судьбы Твоя помогут мне
пс.17, ст.175
ПРАВАЯ МОГИЛА. НА НАДГРОБНОЙ МРАМОРНОЙ ПЛИТЕ НАДПИСЬ..
Михаил Иванович Пущин
Род. 13 ноября1800 г.
Сконч. 25 мая 1869 г.
Егда скончаватися отъ мене души моей, Господи помянух:и да придёт къ храму святому Твоему.
Могила Михаила Ивановича и Марии Яковлевны Пущиных в наше время.
Состав училища и его содержание в училище

Первоначалный состав учащихся в Паричском училище был небольшой. По мысли учредительницы, училище должно воспитыватьлишь 25 девочек – беднейших дочерей местного православного духовенства. Но Паричское женское училище было единственным в целом Западном крае. Желавших определить сюда своих детей было немало. Уже к концу первого года обучения, уступая просьбам, Мария Яковлевна вынуждена была изменить первоначальную цифру штата учащихся и принять 1 лишнюю питомницу. Число 26 сохранялось и в следующем учебном году, так как увеличть штат не позволяло училищное помещение. В 1862 – 1863 учебном году, с расширением училищнного здания, число учащихся возросло до 40 воспитаниц. В следующем году в училище было уже 74 учащихся, 3 из которых были приходящие ученицы. Это постепенное возрастание числа учащихся продолжалось до 1867 – 1868 учебного года (в предыдущем учебном году чило воспитаниц составляло 104). В 1867 – 1868 учебном году,  согласно ранее бывшей договорённости, училище покинули 40 воспитаниц, и перешли в открывшееся Минское женское духовное  училище. К началу учебного года в Паричском женском духовном училище оказалось 60 воспитаниц и 3 приходящие ученицы. Такая цифра держится до 1870 – 1871 учебного года. В этом году цифра достигает 82. В последующие годы цифра учащихся колеблется и к 1875 – 1876 учебному году достигает 94 воспитаниц. Полученный в 1876 году Высочайше утверждённый устав училища не ограничивает числа учащихся. Но уже в июне 1878 года, комитет училищ девиц духовного звания Минской губернии определяет штатную норму питомниц Паричского училища. В течение 9 лет указанная цифра штата строго выдерживалась училищем, и если и были отступления, то с разрешения местной Епархиальной власти. К 1887 году прежняя норма штата оказалась настолько не соответствующей запросам действительности, что само духовенство ходатайствовало пред Преосвященным, а он перед центральным управлением духовного ведомства об увеличении штата на 30 вакансий. В августе 1878 года такое разрешение было получено. В 1897 – 1898 учебном году, ввиду значительного расширения училищных помещений и поступления многих просьб от светского общества, Правление училища возбудило ходотайство об увеличении штата на 24 вакансии. В следующем учебном году училище получило новый штат для учащихся -  в 144 вакансии. Училище развивается, популярность его растёт и в 1906 – 1907 учебном году и на протяжении последующих 2 лет в училище цифра 160 является штатной для училища. С открытием осенью 1909 года 7 дополнителтного класса и поступлением в  него 11 воспитанниц, окончивших полный курс 6 классов, число учащихся выросло до 171 человека. Такова история постепенного роста училища. Наблюдаются некоторые перемены в составе учащихся за этот же период времени.
По мысли основательницы Паричского училища, оно предназначалось для дочерей местного православного духовенства, а именно для детей священнических. Так и было в первые годы существования училища. Но жизнь выдвигала свои требования и, применяясь к ним, училище должно было нарушать первоначальные предположения своей учредительницы.
Уже в 1862 - 1863 учебном году в училище было принято лицо не духовного, и даже не русского происхождения: крещённая еврейка Дзяглер Мария. О принятие её в училище просил Марию Яковлевну сам Высокопреосвященный местный Владыка. В следующем году
В училище была принята дочь главной надзирательница Анны Дмитриевны Кельчевской, хотя её умерший муж был светским человеком. Были приняты во внимание заслуги Кельчевской и стеснённое материалное положение. (Кельчевская Михаила была принята в училище в качестве бесплатной приходящей ученицы.) Такое же снисхождение было оказано и Паричскому жителю, - купцу занимавшемуся разными подрядами на строительные работы и всегда сочувственно относившемуся к училищу, - Черникову, Черникова Евдокия была принята в училище в качестве приходящей бесплатной ученицы. В 1864 – 1865 учебном году в училище уже была дочь дьячка: Юзефович Екатерина, дочь дьячка (Свято- Преображенской церкви, Пинского уезда, Минской губернии), который был убит в 1863 году польскими мятежниками. Кроме этого в училище была принята Божичко Жозефина – католичка, принятая в училище ввиду усиленных просьб родителей. В 1866 – 1867 году,  в качестве сверхштатной бесплатной ученицы в училище воспитывалась дочь бедного чиновника. присоединившегося к православию (из католичества) всем семейством, - девица Пелагея Зборомирская. Кроме этого,  училище посещала доь управляющего имением и являющегося смотрителем дома училища, Игнатовича также в качестве бесплатной приходящей единицы. Почти одновременно с принятием лиц светского происхождения в училище допускаются и дочери диаконов. Ко времени преобразования училища по уставу 1876 года число представляло уже почтенную цифру. В 1874 – 1875 учебном году воспитывается 11 дочерей диаконов. После 1876 года  училище перестало наблюдать разницу между дочерьми священников и диаконов. Что касается дочерей светских родителей, то до преобразования училища по уставу 1876 года, их количество было всегда ограниченным и принимались они в виде исключения. В 1870 - 1871 году приходящей бесплатной ученицей была Ефросинья Шопко, дочь псаломщика местной приходской церкви, в следующем году Целица Александра, дочь инспектора Слуцкого мужского училища принятая в число воспитанниц и Надежда Костенко, сестра Паричского станционного смотрителя допущенная в качестве бесплатной приходящей ученицы. В 1873 – 1874 учебном году на одну из частных благотворительных стипендий была принята  Тризно Ева – дочь отставного чиновника. Всего в 1875 – 1876 учебном году число светских питомцев доходит до 8.
Полученный в 1876 –  1877 учебном году Высочайше утверждённый устав открыл доступ в училище дочерям не всех светских лиц, а лишь дворянам православного вероисповедания, притом с платой не менее 100 руб за полное содержание при собственной одежде.
В 1897 – 1898 происходит такой наплыв просьб  и прошений о принятии детей светских, что правление приняв 34 иносословных воспитаницы, вынуждается возбудить перед Центральным Управлением духовного ведомства особое ходатайствооб увеличении общего штата учащихся до 144. В 1902 – 1903 учебном году при общем числе учащихся 140 воспитаниц, 57 были светского происхождения.
Таким образом, при содействии администрации училища, светское общество получило возможность воспитывать в училище своих дочерей, а с 1906 – 1907 года и штат училища, к тому же увеличился до 160 учащихся.

Книга находится в Светлогорском Историко-Краеведческого музея.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Далее выпускной альбом 1910 года http://www.parichi.by/young/10/


Ваш комментарий:

Имя: *
Сообщение: