Новости
Воспоминания.
Семьдесят лет назад, 26 июня 1944 года г.п.Паричи был освобождён от немецко-фашистских захватчиков.
Три недели назад на сайт пришло письмо от Бернажа Владимира Вячеславовича.
Виктор, здравствуйте! Жил в Паричах до 1946 года. Хорошо помню войну, бомёжку в первый день войны, аккупацию, прифронтовое положение с осени 1943 до лета 1944, как в начале лета 44 детей в Германию забирали.
По моей просьбе Владимир Вячеславович написал повествование о своём пребывании в Паричах.
Бернаж Владимир Вячеславович.
В Паричах меня знали по фамилии матери, Петрович.
Жил я в Паричах с 22 мая 1941 года и до лета 1946 года. В Озаричах в 1941 окончил первый класс и меня на лето от бабушки привези в Паричи к матери.
Все окрестности Парич обследовал. За месяц до войны на Козловскую аэроплощадку никакие самолёты не садились и в начальный период войны тоже. 22 июня - война! Днём объявили по радио. Целый день по радио вести об успехах в боях и победные песни и марши. Люди переменились, стали озабоченные. Вечером к нам пришла Кулажиха с Романом (моя крёстная). В половине двенадцатого отключили свет и в скорости над Паричами появились самолёты. Я с Романом ускользнули с дому. На Паричи сбросили 5 -6 бомб. Бомбило 2 самолёта, после бомбёжки они над Паричами дважды прошли на высоте метров сто. Ночью их хорошо было видно и ещё при втором заходе, один самолёт включил прожекторы. Самолёты шли от больницы в сторону реки, почти над нашей улицей и улетели. (Говорили, что было три самолёта, но мы видели два ) Паричи жили своей жизнью. В воскресенье 29, отец (отчим) взял повозку и мы поехали в деревню километрах 3 - 4 от Старой Белицы, забылся название (Примечание Мураль В. скорее всего это д.Завичье), а в понедельник, возможно во вторник, 29 или 30 июня днём в деревню на трёх мотоциклах приехали немцы ( два с коляской и один без) Немцы подъехали к конторе колхоза и там было много народу. Они всё хотели у людей что-то спросить, но никто языка не знал, немцы, махнули рукой, вынули карту, посмотрели, развернулись и поехали. Оказывается, их интересовало поле с клубникой, немцам клубнички хотелось. Набрали они клубнички и через час укатили. Перед отъездом от конторы они сфотографировали людей, красный флаг над конторой, показали на флаг и сказали капут. Следом за немцами мы тоже поехали в Паричи. Приехали в Паричи на заходе солнца. При въезде в Паричи к нам подошли два немца, посмотрели, дали сестре конфету (тюбик, как витаминки у нас ) махнули рукой и мы поехали домой.
Часть 2.
Паричи немцы взяли без боя. Взяли мотоциклисты с десятком бронемашин. Освободил Паричи корпус командарма Петровского. Тоже без боёв, немного была стрельба с востока, со стороны Моисеевки и за Высоким Полком. Снова заработали все органы власти и начали призывать в армию. С колхозов начали гнать скот на восток и просили людей брать коров. У нас коровы не было и нам прямо во двор привели корову, мы взяли - многие взяли коров.
Пас свою корову и таких было много (кто пас одну свою корову), но мы скооперировались и по очереди пасли коров. Паричи готовили к обороне. Были пушки сорокопятки и несколько лёгких танков, но не было снарядов. Немцы Паричи вновь взяли без боя, где то числа 8 - 9 июля. Днем был слышен бой с восточной стороны Парич. (деревня Притыки, если не изменяет память) Паричи заполнили машины, мотоциклы, велосипедисты и танки, тягачи с орудиями.
Сравнения не в нашу пользу. У нас обоз, трёхлинейка, изредка "Дехтярёв" реже " Максим", десяток танков, cорокопятки (снарядов кот наплакал),. Один танк был брошен на берегу Березины, рядом с милицией, исправный, без снарядов и топлива. Немцы его угнали в начале августа своим ходом. Немецкая армада двигалась на восток, а навстречу ей, с востока на запад шли колонны наших военных, сдавшихся в плен. Это продолжалось неделю.
Сравнение не в нашу пользу. В первый день немцы застрелили еврея-инвалида и девочку - еврейку ( изнасиловали и застрелили ) Так окончился первый день оккупации .
На второй день были развешаны приказы коменданта, в которых приказывалось всем, со следующего дня явится на свои рабочие места и приступить к исполнению своих обязанностей (согласовав всё с немецкими властями) К работе предлагалось приступить всем: НКВД, милиции, райкому партии, комсомола, райисполкома, отделу образования, медицине и всем другим. За неисполнение - расстрел!
Были созданы орган управления. (Их оперативности можно поучиться)
Часть 3
После начала оккупации Парич, через два дня все вышли на работу. В НКВД, милицию, райкомы и райисполкомы вышли уборщицы, дворники и сторожа - немцы их отправили домой, остальные все работали. Электроснабжение не прерывалось ни на один день, ни когда брали Паричи в 1941, ни когда сдали Паричи в 1944.
Административная машина у немцев была хорошо отлажена. Через три дня была полиция. С приходом немцев внешне жизнь мало чем изменилась, но напряжение чувствовалось во всём. Аресты, расстрелы - стали обычным явлением. Откуда столько тварей вылезло?
Появилась районная газета (к средине августа ). Печатались списки раскулаченных, репрессированных, высланных и расстрелянных - советская власть многих успела обидеть.
Много мужчин было дома - взяли в армию (призвали ) до Гомеля довезли и бросили на произвол. Ни оружия, ни порядка. Кто пошел на восток за армией и их там оформили, а основную массу немцы захватили и потому, что все были гражданской одежде, посоветовали идти домой.
На первых порах женщины ходили по лагерям и искали своих родных, немцы их отпускали. Много пленных вывели женщины с лагерей. Своих не находили, договаривались с чужими, давали охране водку, яйца, сало и охрана "продавала" пленного со справочкой и на первых порах с этой справкой можно было жить.
В августе мать взяла меня и пошли в Красный Берег. Вяли с собой три бутылки водки, с килограмма 3 сала и штук 20 яиц - всё что было. Своих никого не нашли, а двоих пленных выкупили. Благо уже пьяные охранники были. Один пленный сказал, что у него большой счёт к немцам, партизан найдёт, а второй домой пошёл и сказал, посмотрит, что получится. Который воевать собирался, в 1947 году заезжал к матери и подарок привёз - тёплую кофту и благодарил.
Хотели ещё с Бобруйска высвободить кого либо, но зря сходили - перестали отпускать военнопленных.
В Паричах жизнь была без изменений. В средине августа переписали всех школьников.
Стало тревожно. Немцы выделили 4 квартала, не евреев выселили из этих кварталов и пересели еврейские дома в других местах, а евреев поселили в одно место. К концу августа объявили, что еврейские дети в школу ходить не будут. В начале сентября евреев отметили желтыми шестиконечными звёздами. В средине августа партизаны убили первого немца, а к сентябрю ещё двоих и машину сожгли.
Когда второй раз в 1941 году заняли Паричи, то в больничном парке организовали кладбище. Вдоль Интернациональной, на южном участке похоронили 20- 24 немца, а на северном 6 наших бойцов - за мужество и верность присяге - уважали мужество врагов.
Часть 4
Сентябрь прошёл спокойно. В первую субботу октября евреям дали карточки на продукты. Было им сказано, что получат карточки те, кто придёт в комендатуру до 8 утра, то же было и в чёрную субботу. Часть сама пришла, а остальных согнали. Людей грузили на машины и отвозили за Высокий Полк и расстреливали. Было много чужих полицаев и немцев. Евреев расстреляли.
За два - три дня до трагедии я с матерью пошли к её знакомой Рыве, мы в Озаричах рядом жили и в Паричах встретились. Принесли мы молока кувшин, кусок сала и десяток яиц. У Рывы было трое детей - мальчик лет 10, девочка лет 5 и мальчик года два. Было много разговоров, что евреев всех убивают кругом. Мать попросила Риву, что бы она отдала нам девочку. Девочка была светленькая, на еврейку совсем непохожая. Обещали девочку родственникам в деревню отдать, мать об этом договорилась - Рива дочь не отдала.
В 1959 году на севере, Заполярный Урал встретился с человеком, свидетелем и участником расстрела евреев в Паричах. Я остался с целью поохотиться. Днем завалил оленя, оставил часть мяса, остальное отдал. Хотел два дня отпуска себе сделать. Днём любовался красотой. Был ясный морозный октябрьский день Пики гор очень красивые, как на полотнах Рерихов - только там Гималаи, а здесь Заполярный Урал. От геологов ко мне подошёл мужчина, поздоровался. Предложил ему быть попроще, без Вы.
Просидели часов до 4 утра. Были уха, шашлык, опять уха и шашлык и всё это запивалось спиртом. Узнав, что я жил в Паричах, рассказал...
« Советская власть семью обидела. Раскулачила отца и брата, а они на земле, как рабы работали, меня спасло то, что жил отдельно и работал ж.д.. Война и немцы.»
«Предложили в полицию, подумал, пошёл охранять ж.д. В октябре вызвали, погрузили на машины и в Паричи, остановились в лесу, там уже были полицейские с западной Украинцы из львовыщины. Дали нам по кружке водки и закусить. Для чего нас собрали, не знали. В часов 8 пришли первые машины с евреями, и мы всё поняли. Особенно выделялись три молодых девицы. Они вырывали детей от матерей, подводили к яме, стреляли в ребёнка, а затем в мать. Если на женщинах были украшения - забирали. Верно и сейчас, кто-то носит кровавые украшения. Убивали возле машин, возле ям, заставляли людей нести и сбрасывать трупы в ямы и тут же их расстреливали. Нас всех заставили принять участие в убийстве. Застрелил мужчину и пристрелил женщину.
После бойни нам предложили на второй день пойти, где жили евреи и взять всё, что нам понравится и сколько желаем. Кто не желает, может ехать домой. Из 15 нас приехавших, четверо остались грабить… Бог, за грехи меня наказал. В марте 1943 года, по договору всей семьёй ушли в партизаны, я, жена, дочь 18 летняя, сын 16 и сын 14 лет. Младший сын погиб при взрыве эшелона под Барановичами, дочь в армии в Германии, а среднего сына война покалечила, он в 1946 умер, жена в 53 умерла с горя. Я в армии пошёл в разведку - 2 медали и две красные звезды. За двух убитых евреев рассчитался 5 немцами и 4 такими паразитами, как сам был. В 1946 меня судили и дали по заслугам -10 лет».
Относительно орденов и разведки рассказчика - интересовался, всё правда. Спрашивал рассказчика о трёх зверствовавших девицах. Его ответ:" Все они разговаривали не по русски, но это были не немки, после расстрела они сели с немецким офицером в машину и уехали в сторону Парич.
После расстрела спаслось человек 10 детей, их через два дня расстреляли
Всё о трагедии евреев.
Часть 5
Школа с 1класса по 10 работала в нормальном режиме. Где то в конце октября сгорел склад с льном (вероятнее всего от разгильдяйства ) В Рудобелке (п. Октябрь ) была партизанская власть. Немцы собирали силы, в том числе и у нас появились финны, люди из Прибалтики и из западной Украины - выбили партизан, разогнали по лесам. Немцам Рудобельская республика много крови стоила.
Наши бомбили Бобруйск, в Паричах было слышно и видно прожектора (где то октябрь - ноябрь )
К новому году пошли разговоры о разгроме немцев под Москвой. Особых событий не было. Чаще хоронили немцев и разных шавок. В 1942 году школа работала, а с января (после ухода на зимние каникулы (январь 1943 ) школу закрыли. В школе разместили батальон полицаев. Шел разговор о Сталинграде. К лету партизаны активизировали действия. Полицаи из деревень побежали в Паричи. Пошли разговоры о Курской битве.
Паричи жили обычной жизнью. В октябре и к нам пришёл фронт.
Часть 6
Фронт к Паричам подошёл числа 15-20 октября. Наши заняли Моисеевку, затем немцы наших оттеснили, а со стороны востока наши войска до Парич не дошли километров 15, там стоял фронт стабильно. Как ехать на Светлогорск, есть указатель, что здесь проходила линия фронта с осени 1943 до лета 1944. Жителей стало меньше, со второй половины сентября, полицейские семьи, переехавшие с деревень, спасаясь от партизан и занявшие все пустующие еврейские дома, видимо по разрешению немцев, драпанули, целый обоз, повозок 300, двинулся на Бобруйск. У жителей пропали коровы, свинья, куры и вся живность - всё пошло в полевые немецкие кухни. Картошка и др. туда же. Кто мог, уехали в сторону Бобруйска и за Березину, немцы не препятствовали. Войск было много. Много было людей, согнанных для рытья окопов. Работали мужчины по ремонту машин и строительству моста через Березину, их брали с Бобруйска и предупреждали, что если они сбегут или навредят немцам - все члены семьи будут расстреляны - в этом немцы своё слово держали. Во вспомогательных частях у немцев было много наших бывших военнопленных, одетых в немецкую форму, но без оружия, обозники, строители оборонных сооружений. За любой проступок одного из них расстреливалось 10 человек. Среди вспомогательного состава были и вооруженные - полицаи, украинцы и поляки. В декабре всех жителей выселили с Парич в район Щедрина и далее, но через неделю разрешили возвращаться и некоторые вернулись, в том числе и мы. Дома были пустые и селились люди там, где указали. Затем мать перебралась в больницу. Кто работал в больнице, тех не выселяли, а мы случайно попали. В январе - феврале немцы всем жителям ( детям от 8 лет ) выдали бирки ( Досточки размером 150 Х 80 ) где были данные и их нужно было носить, как крестик, но только поверх одежды.
У людей ничего не было и питались около немцев. Больница лечила тех, кто обслуживал немцев, рыл окопы, строил укрепления и др, несколько раз собирали всех жителей в баню, женщин, детей, мужчин - всех вместе купали, и обрабатывали от паразитов, а одежду прожаривали, которую после бани приходилось ждать с полчаса и разбирать где чья. Немцы боялись тифа.
Немцы держали жителей в Паричах для своей безопасности. Пока стоял фронт, наши ни разу не бомбили и не обстреливали Паричи.
Обстреливали и со штурмовиков били всякое скопление немцев, которые находились в 100-200 метрах от Паричй то, что засекали самолёты. Дважды попадал под артобстрел.
В конце мая или начале июня немцы забрали с Парич детей с 8 до 15 лет, меня раньше забрали, а когда детей забрали, то привезли в школу. С Парич отвезли нас в Бобруйск, Когда везли в Бобруйск, то когда машины шли через Правдинск (12-15 км от Парич), дети начали прыгать с машин и по ним стреляли. Кто то, убежал, были и раненые. При погрузке в вагоны в Бобруйске спросил у немца, что с ранеными и с теми, кого поймали, немец ответил, что всех расстреляли. Довезли нас до Мариной Горки и высадили. Впереди партизаны взорвали путь. Оттуда часть детей сбежала и я в том числе. В Паричи пришли первыми, я и Кулага Роман. Пришли, когда через Паричи гнали пленных немцев. Остальные вернулись с Германии в 1945.
Самое трудное было женщинам в прифронтовой зоне - выжить и детей спасти.
Наилучших пожеланий. Хочется побыть в Паричах. ВЛАДИМИР, 26. 05. 2014. Брянск.
Добавлю от себя. В.Мураль
На странице "Память" в списке погибших и пропавших без вести есть фамилии родственников Владимира Вячеславовича.
Петрович Иван Васильевич р. в 1900 г., призван Паричским РВК в 1941 г., артилерист, числится пропавшим без вести с 08.1944 г.
Петрович Николай Васильевич р. в 1907 г.ул. Интернациональная д.№ 36, призван Паричским РВК 07.1941 г, красноармеец, числится пропавшим без вести 06.1944 г.
Петрович Павел Васильевич р. в 1909 г., призван Московским РВК г. Ленинграда в 1941 г., красноармеец, числится пропавшим без вести с 08.1944 г.
Нахожусь под очень сильным впечатлением от прочитанного!! Живые свидетельства войны. Уникальный материал! Спасибо, Владимир, за Ваши воспоминания. Свидетелей того времени всё меньше, а таких, что могут толково рассказать, вообще,почти нет уже!!! Скопировала себе ваш рассказ. пригодится в работе. я живу рядом в Паричами, Вы там упоминаете д. Притыка, я в 1км от неё, д. Дуброва.. никогда раньше не встречала такого подробного и понятного рассказа о том, что происходило в Паричах (и окрестностях) во время войны. хоть много воспоминаний записала. Рада, что Вы поделились сокравенным. И замечательно, что есть этот сайт, объединяющий людей разных стран))) ещё раз огромное спасибо!!!
Несколько раз перечитываю - мурашки по коже, ком в горле - как можно убить больше тысячи ни в чем не повинных людей!
Спасибо за такие правдивые и подробные воспоминания. Они перекликаются с тем, что мне рассказывали мои родители.Тяжело им пришлось, много они пережили и мы должны помнить об этом. Спасибо им и тем, кто помнит об этом не только в дни 70-летия празднования освобождения, а старается восстановить имена тех, кто воевал. Это надо тем, кого уже нет, это надо нам, живущим ныне, надо нашим детям, чтобы знали и помнили...