ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Новости

04 12 2022

Из истории храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины

ХОРОНЕКО МАКАРИЙ ИВАНОВИЧ (04.12.1887г – 16.08.1975г.)





Церковный облик Паричского края меняется полностью в 1835 году с появлением нового владельца – Михаила Ивановича Пущина.
В 1797 году император Павел Первый пожаловал свой поместье в местечке Паричи Минской губернии Петру Ивановичу Пущину в награду за добрую службу.
В 1835году (официально в 1842 году) Михаил Иванович Пущин получил это поместье по наследству от своего отца – Ивана Петровича Пущина, а Иван Петрович Пущин получил это поместье от своего отца – Петра Ивановича Пущина.
Обстановку, которую увидел Михаил Иванович, не произвела отрадного впечатления: всюду чувствовалось польско-католическое начало, а в не ко торых местах это даже переходило в гнёт.
Вокруг местечка Паричи находились унианские церкви (в 1596 году была подписана церковная уния, происходил раскол церкви, велась скрытая и явная пропаганда Римского престола) Вся местность около Парич: д. Стужки, д. Белица, д. Брожа, д. Дуброва, д. Демитковичи, д. Качай Болото-были под Бискупом.
В д. Островчицы, д. Чернин, д. Королева Слобода – были унианские церкви. В д.Малимоны и в местечке Шатилки у помещика Прушановского – котолические костёлы.
Нужно было позаботиться о внешнем положении крестьян и духовенства: улучшить быть, развить духовные запросы, привлечь к православному храму. Михаил Иванович Пущин так и поступает: старается улучшить быт крестьян, заботится о материальном обеспечении приходской церкви, открывает больницу с аптекой, нанимает доктора и фельдшера, открывает школу для обучения поселенских детей, заботится о благолепии прихода церкви, приучает крестьян обязательно посещать церковь по воскресеньям и в праздничные дни, побуждает священников проводить проповеди и вести религиозные беседы с крестьянами.
В начале 1860 года приступает к строительству нового каменного храма, чтобы ещё больше привлечь местное православное общество в Дом Божий; старается вывести народ из состояния умственного и нравственного сна. Во всех делах помогает ему его жена – Мария Яковлевна Пущина, энергичная глубоко верующая, воспитанная в заветах Православной церкви.
В 1860 году в местечке Паричи было открыто женское училище Духовного ведомства, которое просуществовало до 1917 года.
В 1863 году было закончено строительство каменной церкви в честь Святой Равноапостальной Марии Магдалины. Здание храма было каменной прямоугольной формы, с одним рядом окон. Церковь имела один открытый купол и колокольню во фронтонной части. Иконостас из массивного дуба был украшен позолоченной резьбой и иконами художественного письма. Михаил Иванович умер в 1869 году в чине генерал-майора. Мария Яковлевна пережила его на 26 лет.
Несмотря на то, что Михаил Пущин умер в Бобруйске, воля покойного была похоронить его в местечке Паричи возле церкви. Покойника паричане встретили за несколько вёрст от местечка. Сняли с повозки и сами несли гроб. На похоронах из знатных лиц никого не было, кроме ближайших соседей – помещика Прушановского из Белицы и двоюродного брата – Николая Павловича Пущина из Стужек. Народу же простого оказалось так много, что в церковь невозможно было войти. После погребения были устроены поминки, которые носили народный характер. Столы были расставлены на площади возле приходской церкви для всех почтивших память Михаила Ивановича Пущина. Имеются сведения о священниках этого храма.
С 1887 года священствовал священник, законоучитель женского духовного училища – Иван Балевич. Священник Стефан Кульчинский осуждён в 1937 году и расстрелян.
С 1920 года в церкви служил Александр Иванович Александрович. Также был осуждён и расстрелян. Потом настоятелем храма был Иоанн Николаевич Альбов. Арестован. Дальнейшая его судьба не известна. Точно также как и судьба диакона этого храма Александра Григорьевича Жуковского. Был священником и Василий Романович Круковский, учитель по образованию.
В 1937 году церковь закрыли, а его арестовали, но спустя полгода освободили. Он работал бухгалтером в артели «9мая». Люди уважали отца Василия. Батюшка был благочестивым как и матушка Антонина (девичья фамилия Боголюбова) Антонину Боголюбову в 6 лет привезли на учёбу в женское духовное училище из Пензы. Батюшка Василий никому не отказывал в требах: по ночам крестил, служил понихиды и литургии на дому. Только просил, чтобы пели тихонько. Матушка Антонина была из семьи потомственных священников. По доносу в 1938 году у отца Василия произвели обыск и осудили на 10 лет без права переписки. Срок отбывал в Архангельске, где, по рассказу очевидцев, умер. Впоследствии был посмертно реабилитирован.
Во время Великой Отечественной войны безбожники и немецко-фашистские захватчики использовали под разные нужды: склады, конюшни, клубы. И только в конце 1944 года, когда освободили Паричи, храм снова начал возрождаться. Господь милосерден, в самые трудные времена посылает молитвенников в народ. Так и нам на Паричскую землю Бог послал доброго пастыря для своих прихожан Хоронеко Макара Ивановича, которому пришлось пережить страшные трагедии Первой и Второй Мировых войн, репрессии, гонение на церковь. Но все времена батюшка Макарий усиленно молился.

Из письма, присланного дочерью Анной Макаровной, которая проживает в г. Минске: «Макар Иванович Хоронеко родился 4 декабря 1887 года в д. Телуши Бобруйского уезда, в крестьянской семье. Дед Иван был крепостным, служил у пана кучером. Однажды повёз он пана в банк, где тот снял со счёта большую сумму денег, после чего встретил друзей и загулял. О деньгах вспомнил только утром следующего дня. Кучер, честный человек, на следующий день принёс деньги. За это пан дал ему вольную и сорок десятин земли. Отцу по наследству досталось только десять десятин. Земля находилась в д. Роги, что под Бобруйском. В семье Макар Иванович был самым старшим. Было ещё два брата и пять сестёр.
Он поступил в семинарию в г. Несвиж, где готовили учителей церковно-приходских школ с последующим рукоположением в священники. Учился вместе с известным белорусским поэтом и писателем Якубом Колосом (Константином Михайловичем Мицкевичем) и рассказывал, как собирались в актовом зале и слушали его стихи. После училища приехал в деревню, где преподавал в церковно-приходской школе. Вскоре был рукоположен в священники.
Когда началась Первая Мировая война, он пошёл на фронт, воевал на германском фронте, на территории современной Польши, которая ранее принадлежала России. Был ранен. До революции и в первые годы после революции служил в церкви. Когда была запрещена церковная служба, чтобы прокормить семью, работал на разных работах: столяром, плотником. Земля, которую получил в наследство от отца, была поделена между работниками, себе оставил квоту, которую потом забрали в колхоз, а отца выслали на север России, где он пробыл 2 года. Это был 1932год.
Когда вышел из ГУЛАГа, работал пастухом частных коров. Мы в это время переехали в местечко Щедрин. Здесь нас застала Вторая Мировая война. Старший сын Ефим в это время служил срочную службу в армии на границе в г. Ломжа Белостокского уезда. Тогда это была Россия. Через Щедрин гнали пленных солдат Красной Армии. Это было страшное зрелище. Измученные, оборванные, чуть живые. Немцы разрешали давать им еду. Всё население Щедрина несли им всё, что у кого было. Макар Иванович одел рясу и тоже включился в эту компанию. Он ещё и сына искал среди пленных. О сыне ничего не было известно (после войны прислали извещение как о без вести пропавшем)
После войны отец не мог остановиться и писал во все архивы. О судьбе сына мы узнали только в 2020 году, когда поляки открыли свои архивы, так как после войны эта территория отошла к Польше.
Узнали по интернету
Хоронеко Ефим Макарович
Документ, уточняющий потери
Дата рождения: __.__.1916
Место рождения: Бобруйская обл., Бобруйский р-н, х. Роги
Дата призыва: __.__.1940 Бобруйский ГВК, Белорусская ССР, Могилевская обл., г. Бобруйск 
Воинское звание: красноармеец
Дата выбытия: __.07.1941
Причина выбытия: пропал без вести




Макар Иванович до этого не дожил. А у Ефима была жена из г. Брест, учительница СШ №47. Щедрин расположен на дороге Паричи Жлобин. Там было много немцев. Они занимали все хаты.
В семье было семеро детей. Решили уйти в деревню Роги, что за 7 километров от Щедрина. Деревня Роги располагалась в болотистой местности, там жила сестра отца. Немцы туда приходили редко. Это была партизанская зона. В болоте прятались от немцев. У отца и в Рогах была главная миссия – помогать людям. Время было страшное. Мне было семь лет, но я всё хорошо помню.
Утром, когда начинали лаять дворовые собаки, мы поняли, что немцы окружили деревню. Они выгнали всех на площадь и устроили облаву. Пережить это было трудно. Мы жили в тёткиной стопке. А во дворе, в погребе, в котором был лаз и другой замаскированный погреб, сидели партизаны, среди них – тёткин зять. Отца ставили к стенке, под автоматом он молчал. Его избивали до крови. Мы все плакали. А на площади окружили толпу пулемётами и забирали в Германию молодых, в том числе и детей.
В это время в деревне свирепствовал тиф. Макар Иванович одевал рясу священника, выходил с иконой в руках, совершал молитвы, помогал больным, хоронил мёртвых. Когда летели бомбы на деревню, люди надеялись, что икона в руках этого кристально чистого и честного человека спасёт их. Мы все бежали из деревни в болото и лежали за купинами, а отец даже не наклонялся, ходил с иконой между домами.
Когда я выросла, то размышляла над его поведением при бомбёжках. Часто обдумывала, ведь тёткина хата и дома поблизости не сгорели.
Повзрослев, я спрашивала у отца про Бога, а он говорил, что Бог живёт в душе человека. Он в человеке или есть, или нет. От этого зависит поведение и вся жизнь. Надо любить людей и гнать от себя плохие мысли, ибо мысли материализуются в слова, слова в поступки, поступки в привычки, привычки формируют характер, а характер – судьбу.
Нас освободили летом 1944 года. Пришли мы в Щедрин на попелище. В это время из Парич приехал представитель власти и сказал, что отец назначается священником церкви в Паричах. А священник, как солдат: куда направили, туда и идёт. Паричи были полностью уничтожены, нас поселили в деревню Высокий Полк.
Нужно было восстанавливать храм, который находился в ужасном состоянии. Собрали церковный совет. Зарегистрировались в Москве, оттуда прислали художников, которые восстановили иконостас. Ремонтные и столярные работы выполнили местные люди. Хорошо запомнила Павла Петровича из деревни Козловка и Митрофана Ивановича из деревни Высокий Полк. Павел Петрович сделал ткацкий станок, на котором ткала мама и другие женщины полотно из льна, сохранившегося у местного населения. На этом полотне писали иконы. Собрались певчие. Я запомнила Сокур Домну, Староселец Федору, Митрахович Устинью. Церковь обрела приличный вид. Пасху, Воскресенье Христа отмечали в обновлённой церкви. Было много-много людей. Службы проходили по церковным праздникам и воскресеньям. Люди венчались, крестились взрослые и дети, а также отпевались панихиды по погибшим.
В другие населённые пункты отец ездил на лошади.
У батюшки Макария и матушки Агафии (жили они в одной деревне по соседству) родилось 11 детей: трое умерли в младенчестве от болезни. Восьмерых оставшихся детей растили в огромной родительской любви: Ефим (погиб на фронте), Михаил, Иван, Серафима, Мария, Александра, София, Анна. Детям при рождении давали имена согласно церковному календарю. Мама была младше за отца на 7 лет, он её любил и уважал. Она в своё время окончила школу со степенями, была грамотная, много сказок и присказок знала, хорошо шила (училась у портнихи-еврейки). Как и у отца, у неё был хороший голос, она красиво пела. В доме постоянно читали Евангелие. (Божий закон)
И снова, в советское время, пришёл богоборческий период, стали закрывать храмы. Закрыли и нашу церковь святой Марии Магдалины в Паричах. С этого времени отец служил в своём доме, тогда я уже поступила учиться на учителя, а потом работала сорок лет в Рогачёве учителем истории и географии. Михаил работал военным врачом последнее время в городе Борисов. София жила в Щедрине. Серафима, Александра, Мария и Иван проживали в Паричах. Как и у отца, у детей была тяга к знаниям. Старшие учились заочно, а младшие – стационарно. В настоящее время из всех детей я осталось одна. Сейчас проживаю в городе Минске. По состоянию здоровья на юбилей отца приехать не могу. С уважение дочь Макара Ивановича Хоронеко - Анна.


Со слов невестки (сына Ивана) Хоронеко (Жданович) Риммы Викентьевны, когда закрыли церковь в Паричах, к батюшке Макарию люди шли домой за советом (он всегда давал мудрые и справедливые советы), благословением. Он был милосерден ко всем. Крестил детей, отпевал усопших и т.д. К нему неоднократно приходило местное руководство, запрещали, угрожали, чтобы он этого не делал. Но батюшка Макарий говорил, что люди просят на коленях и он не может им отказать перед богом в ответе за своих прихожан.

Батюшка говорил: «Придёт время и люди будут искать Бога» 16 августа 1975 года Хоронеко Макара Ивановича на стало на этой грешной земле, а паричская земля, можно сказать, осиротела. Но не весь народ жил в безбожии. Тот, кто верил и надеялся на Бога, как говорил батюшка Макарий, искали Бога. Крестить детей, отпевать усопших, на Пасху ездили в основном в Бобруйск в храм. Это доставляло большое неудобство. Личного транспорта было очень мало.
В конце 80-ых годов двадцатого века произошла «оттепель» по отношению к религии. Богочестивые прихожане решают, чтобы был свой Божий дом. Прежнюю красивую церковь, которую строили Пущин Михаил Иванович и Пущина Мария Яковлевна в конце 70-ых годов двадцатого века полностью разрушили. Нужно было строить новую. А где? На старом месте много проблем со стоянкой для машин (не было ещё объездной дороги, весь транспорт ходил через Паричи) и с другими коммуникациями.
Кто-то вспомнил слова пророчества Сокур Доминики (баба Домна умерла в 1982 году), которая жила на улице Интернациональной дом 40. «Меня не будет в живых, а храм будет стоять напротив моего дома» И правда, там в то время стояло старое здание детского сада, которое уже не использовалось по своему назначению. Ещё, по воспоминаниям старожилов, на этом месте очень-очень давно стояла церковь. После долгих обсуждений было решено строить храм на этом месте.
Путь к началу строительства храма был непростым. Долго как-то районное начальство не давала добро. Феня Ивановна и Дарья Кузьминична неоднократно возвращались из Светлогорска, можно сказать, со слезами. Тогда решили написать коллективное письмо в Мозырскую епархию и в Светлогорский райисполком. Слава богу, через какое-то время пришёл положительный ответ на строительство храма. Люди стали жертвовать деньги. Начали закупать стройматериалы. Храм был построен в основном на пожертвования прихожан, жителей прилегающих к Паричам деревень и шефскую помощь.
По воспоминаниям жителей Парич, самое деятельное участие в возведении храма приняли: Федько Николай Никифорович,
Митрахович Феня Ивановна.
Одинец Анатолий Петрович.
Лёгкая Дарья Кузьминична.
Мураль Екатерина Прохоровна.
Сокур Полина Сергеевна.
Потейчук Ольга Ивановна.
Бирюкова Фёкла Андреевна.
Рудницкая Екатерина Викторовна.
Пешевич Иван Прохорович.
Лёгкий Анатолий Васильевич.
Гасак Татьяна.
Петух Иван Степанович.
Рябцев Леонид Михайлович.
Свислёнок Екатерина Ивановна и её муж.
Хоронеко Римма Викентьевна.
Стасько Ольга Петровна.
Пешевич Полина Васильевна.
Прус Мария Кузьминична.
Терех Вера Михайловна.
Коновалов Александр и многие другие.
Здесь же работали художники из Бобруйска, каменщики из Калинкович. И вскоре бог посылает в наш посёлок Паричи молодого энергичного священника – Семёнова Владимира, который оказался не только праведником от Бога, но и грамотным строителем. Нужно было спроектировать план здания. Пошли за помощью к местным строителям. Федько Николаю Никифоровичу, который работал прорабом МПМК и Одинцу Анатолию Петровичу. Николай Никифорович не стал отказываться, но как-то засомневался, ведь это такое непривычное дело, получится ли у него. Его жена – Анна Степановна, сказала ему, что надо людям помогать. Раз жонка сказала, значит надо. С благословения отца Владимира началась работа.
Ездили в Жировичи и другие церкви, которые сохранились, чтобы посмотреть, как проектировать. Изнутри храм был спроектирован по образцу разрушенной церкви. План был сделан в очень короткие сроки и утверждён в БТИ. Приступили к строительству. Трудно было оценить работу тех людей, о которых сказано выше. Строители, каменщики были из Калинкович, их нужно было кормить. Этим занималась в основном Феня Ивановна. Продукты доставлять (и это было за счёт пожертвования населения) – это Екатерина Ивановна со своим мужем. На строительство церкви ушло более 15 тысяч кирпича, который разгружали прихожане. Многие из них ещё работали, женщины прибегали до работы или после работы. У каждого с божим благословением была своя миссия. И это ведь были 90-ые годы двадцатого века: перестройка, инфляция, с материалами дефицит, с деньгами – проблема.
Церковь достраивают почти до половины – и средств нет, строительных материалов тоже. Федько Н. И. говорил, что если остановим стройку, то будет долгострой, нужно искать шефов. Как уговорить шефов, оказать помощь в строительстве церкви, мастером была Дарья Кузьминична. Когда она приходила в какую - либо организацию, начальство, можно сказать, пряталось.
Из рассказа Радчук Анатолия Константиновича: «Смотрю, идёт Кузьминична, нужно срочно уйти. Я к дверям, а она уже стоит передо мной. Нужна помощь…Если не поможете.. – и плачет. Приходилось искать помощи самому идти по инстанциям…Нужно ведь помочь…» Строительство церкви продолжилось. Отец Владимир говорил, что нужно поднять окна на два кирпича выше, так как храм будет слепой. И на самом деле наш храм хоть и небольшой, но видный, светлый. Стараниями отца Владимира осуществляется убранство храма, производится ремонт и роспись храма, приобретается утварь для церковных нужд, возрождается церковный хор.
В хор вошли:
Ступень Фёкла Тихоновна
Митрахович Феня Ивановна
Лёгкая Дарья Кузьминична
Сокур Полина Сергеевна
Пешевич Галина Васильевна
Молчанова Людмила Ивановна
Щеренкова Екатерина Николаевна
Прус Мария Кузьминична
Савицкая Любовь Григорьевна
Мураль Екатерина Прохоровна
Крук Раиса Ивановна
Василевская Анна Андреевна
Дикун Валентина Михайловна
Ермолаев Василий
Ермолаева Нина
Будников Сергей
Будникова Светлана Алексеевна

Как бы ни было трудно и морально, и материально, строительство храма завершилось и 7 ноября 1991 года он был освящён по благославению Высокопреосвященнейшего Аристарха, архиепископа Гомельского и Жлобинского в честь Святой Равноапостальной Марии Магдалины. Стараниями священника протоиерея Владимира Семёнова начинается возрождение духовной жизни посёлка и близлежащих деревень. При храме открывается воскресная школа, а в окрестных деревнях начинают возобновляться крестные ходы с участием местных жителей и гостей. В храме имеются святыни: уцелевшая Плащаница и хоругвы старого храма Святой Равноапостальной Марии Магдалины с частичкой мощей, иконы с частичками мощей св. Луки (войно-Ясенецкого), св. православного Иоанна Кормянского, св. Великомученика Пантелеймона, Икона Святителя Николая (подаренная прихожанином), св. пр. Ефросиньи Полоцкой, св. пр.муч. Феодосия Черниговского, св. Манефы Гомельской (подаренной архиепископом Гомельским и Жлобинским Стефаном на праздник нашей церкви 4 августа, каменный крест, выросший из земли в Светлогорском районе и др. Отец протоиерей Владимир служил в храме до 2004 года, затем был назначен в г. Светлогорск в храм Петра и Павла.
Настоятелями Паричского храма были также:
иерей Дмитрий Шеленок (с 2004г. по 2010г.) В настоящее время отец Дмитрий служит в Уручье г. Минск и преподаёт в Минской духовной академии.
Иерей Евгений Новик (с 2010г. По 2012г.) В настоящее время служит в аг. Дуброва и д. Вежны.
С 2012 года и по настоящее время настоятелем храма Святой Равноапостальной Марии Магдалины является Николай Бондарев.

Сегодня по случаю 135-ти летия со дня рождения протоиерея Макария Хоронеко в храме прошла понихида, на которую собрались внуки и правники отца Макария.
















Ваш комментарий:

Имя: *
Сообщение: