ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Гостевая книга

24 05 2019::Валентина Петрова для Николая.
Добрый день, Николай. На Ваш вопрос могу ответить...
23 05 2019::Валентина Петрова для Натальи Сусловой.
Добрый день, Наталья. Ваш родственник, Кузнецов...

Литературное творчество паричан / Позин Семен Григорьевич

К списку >>


42. Кирзовые сапоги сопровождали меня по жизни с раннего детства. Они были, как я теперь понимаю, достаточно недорогими, удобными, гигиеничными. Многие, в том числе военнослужащие, носили их во все сезоны года. Сейчас, когда мы стали богаче, можем позволить себе более дорогую и удобную обувь из кожи, новых материалов. Но для спецодежды кирзовые сапоги по-прежнему используются.

43. Устройство шалашей, будок, землянок по традиции, возникшей с древности, были любимым местом детских игр. Там мы репетировали «взрослую» жизнь, приобретали навыки выживания на природе, устойчивости при неблагоприятных климатических воздействиях.

44. Пасхальный салют. Сегодня проходят очередные пасхальные дни: у иудеев Песах, у христиан - преддверие основных событий, связанных с распятием и воскресением Христа. В коммунистический период моего детства в Паричах была традиция взрывать в ближайшем от церкви колхозном саду бомбы, оставшиеся со времен войны. Когда арсенал этих боеприпасов закончился, умельцы сами их изготавливали. Конечно, сейчас эти действия можно считать неприличными, но в те времена никто из моих знакомых так глубоко не задумывался.

45. Задники – так назывались веревочные устройства из «сырицы» (кожаного лоскута) или другой прочной бечевки на задней части съемных коньков, привязываемых к обуви. На эти части порезали мою коньковую веревку старшие хулиганистые пацаны из соседней деревни, выхватившие у меня это крепление. Несмотря на установление матерью виновных в грабеже, веревки уже были порезаны на задники и возврату не подлежали… Было обидно, горько и вспоминается, как несправедливый эпизод из детства.

46. Тутэйшыя прозвiшчы, калi я iх чую, успрымаюцца, як дакрананне да малой радзiмы. Па гэтай прыкмеце можна даведацца аб паходжаннi жыхароў Парыцкага раена, у тым лiку, аб найбольш рспаўсюджанных у Парычах прозвiщах: Мiтраховiч, Мураль, Легкi, Бусел, Пузына. У Парычах былi клiчкi Смаляк, Асмол i iншыя, а мы, дзецi, па сваей наiўнасцi, часцяком звярталiся да дарослых па гэтым клiчкам, выклiкаючы ў iх адмоўную рэакцыю на зневажанне.

47. Верхом на лошади я впервые проехал, будучи в школе «на картошке». Первым с помощью колхозного бригадира Л в седло забрался мой одноклассник Р, однако лошадь «взбрыкнула» и сбросила его на землю. Я учел опыт моего предшественника, постарался излишне не беспокоить животное неуклюжими движениями и с удовольствием получил необходимый в жизни навык.

48. Дефективные» одноклассники. Выпускной вечер в школе запомнился на всю жизнь. Традиционно встречали рассвет, договорились организованно собираться вместе не реже, чем через 5 лет, но фактически получилось встретиться только через 15 лет, а потом - через 50. Было очень приятно общаться, но на последнем юбилее не обошлось без юморных, на мой взгляд, критических высказываний школьных учительниц, родом из ближней деревни, в отношении отсутствующих соучеников, успешных в жизни. Так, одна из одноклассниц, ставшая архитектором, оказывается плохо полола грядки («двумя пальчиками»), другая - слишком загордилась: проехала по селу на новых «жигулях» мимо девчат и не остановилась около них…

49. «Юный натуралист» таким значком наградил меня руководитель нашего одноименного кружка учитель Александр Владимирович Мигай. Там я научился вскапывать и формировать грядки, самостоятельно вырастил пшеницу, пройдя все этапы до получения урожая. Конечно, моя агротехническая практика постоянно совершенствовалась при работе на приусадебных участках, на даче, но навыки, полученные в школьном кружке, помогли чувствовать себя уверенно в сельскохозяйственной деятельности.

50. В 5-6 летнем возрасте я очень скучал по старшей (на 13 лет) сестре, которая училась в Украине и иногда, оставаясь без стипендии, голодала…«Мы бы послали ей молоко, но у нас нет бутылок», - говорил я родителям… По «совету» старшего сверстника, чтобы «ускорить» встречу с сестрой, я тайно собирал и складывал в «продухе» (вентиляционное отверстие в фундаменте дома) окурки.

51. Содержание бесед Паричского священника (отец Макар) с убежденным коммунистом (Малыкин) осталось для меня тайной. К сожалению, я только сейчас задумался об этом, а тогда, в 50-60 годы, часто можно было наблюдать, как в центре поселка разговаривали эти два неординарных человека. Мой отец был приятелем Малыкина, но спросить у батьки, о чем говорили идейные «противники», я в свое время не догадался…

52. «Тракторист-машинист широкого профиля» - такую специальность я получил после окончания средней школы и, хотя конкретно использовать эту профессию мне не приходилось, но полученные навыки пригодились в институте при обучении вождению на автомобиле и мотоцикле. Довольно нестандартно проходил у меня экзамен на право вождения последнего. Я боялся, что мотоцикл заглохнет при трогании с места и включил слишком большой газ. Из-за этого меня «вынесло» за пределы «восьмерки» и «понесло» на трехколесный велосипед с маленьким водителем. У милиционера, принимавшего экзамен, от волнения отвисла нижняя челюсть, но, пока он закрывал рот, я успел вернуться на «восьмерку» и успешно ее проехать. Экзамен был сдан!

53. В детстве воду про запас не брали: заходили по колено в реку или с берега, опираясь на руки, утоляли жажду. Таким же способом насыщались и в любом ручье или болотце, когда собирали дары леса. Иногда в качестве кружки использовали шапку.

54. Огонь изо рта демонстрировали нам старшие пацаны, набрав за щеки и поджегши выплевываемые брызги керосина. Хозяин соседского сарая, около которого нам показывали этот фокус, побил меня за эти чудеса, хотя я еще не умел их делать, но был самым маленьким и не успевшим убежать от карающей руки мужика…

55. Не дешевым удовольствием были фотоаппараты, занятия в музыкальной школе и частным порядком, такие возможности имели далеко не все сверстники. Тем не менее в некоторых семьях это получилось. А нам с Вовкой, благодаря «кооперации» и взаимной помощи, удалось практически устранить этот дефицит.

56. Паричские ставни служили защитой от солнца в жаркие летние дни и от ветра - при больших морозах. В нашем, более чем 100-летнем доме, сохранилось сквозное отверстие, через которое вставлялся металлический засов, крепившийся стопорной защелкой внутри помещения.

57. Большинство моих сверстников в детстве гордились бедностью. Часто между нами возникали «дискуссии» кто беднее. В то время в период господства большевитской идеологии эти обсуждения не вызывали удивления и сомнений. Увы, с годами, особенно в период «перестройки», многие из нас поняли всю порочность и вред этой идеологии. Но люди, возлагающие цветы к памятнику В.И. Ленину, сочувствующие им, составляют все еще значительную часть нашего общества.

58. Танцы на дому, помимо школьных вечеров, мы устраивали у одноклассников, имеющих радиолы. Там совершенствовались в модных тогда вальсе, танго и твисте, общались в неформальной обстановке. Зато в школе и клубе, на фоне параллельных классов, наши ребята чувствовали себя увереннее.

4. Эпизоды из Паричского детства и студенческой юности

Зарисовки

1. Мяч из серого «перекрасился» в синий с радужной полосой по периметру, когда на наших глазах сотрудники детсада помыли игрушку. Вопреки моим детским ожиданиям, как я не пытался дома повторить эту процедуру, «чудесного» изменения окраски домашнего мяча не произошло.

2. Ботинками-скороходами показалась мне моя обувь после весеннего перехода на них с валенок в калошах. Я даже попытался пробежать наперегонки со старшим сверстником, облаченным в кирзовые сапоги, но соревнование все-таки проиграл…

3. «Наша девочка не будет с вами играть, потому что вы сопливые …!», - пошутил отец, подозвавший накануне к дому мальчиков сверстников внучки.

4. «Бабка с козами», - говорил отец о старушке, которая вызывала улыбку у встречных, когда вела животных. Обычно она шла впереди стада и ближайшие подталкивали ее сзади, но хозяйка не обижалась…

5. «Мiхал Казел» - такая кличка была у моего старшего сверстника, мать которого держала коз.

6. Преодоление боязни собак воспитывалось с детства, хотя у нас был свой пес, а на улице я с удовольствием и безопасно гладил знакомых животных, но встречались «вредные», с лаем нападающие на меня. Приходилось различными способами, сдерживая страх, отбиваться от них, не допускать преимущества особенно агрессивных. Сыновей я учил, что инициатива дразнить собак, особенно не защищенных от человеческой несправедливости - показатель трусости и слабости людей. Теперь помогаю воспитывать необходимую смелость у внуков.

7. Роль собак с годами совершенствовалась. Наряду с прежними, развитие получила функция скрашивания одиночества бездетных и малодетных семей.

8. Исчезли керосиновые фонари, обозначавшие фарватер для судов на Березине, их до 60-х годов в Паричах и окрестностях зажигал вечером и гасил по утрам бакенщик. Теперь фонари заменили светящимся покрытием бакенов.

9. Решительные и наступательные действия матери заставили признаться в неблаговидных поступках виновных в исчезновении «казенных» денег, когда обнаружилась их пропажа у отца – малолетний квартирант М, в почтовом учреждении – сотрудница М.

10. Своеобразный почерк Вовки В не позволял легко читать его рукописи. Из-за этого учительница белорусского языка и литературы Л говорила: «Я ведаю, што ты, Воўка, пiшаш добра i граматна. Пастаўлю табе 4 альбо 5, а разбiраць твае пiсаннi ў мяне няма сiл i часу». Я читал его рукописные письма только после ужина, когда, утолив чувство голода, можно было не спеша разгадывать трудный текст.

11. Зажим для носа, чтобы при плавании в него не попадала вода, Вовка В. смастерил, будучи школьником, так как после купания возникал довольно сильный приступ насморка. Первые плавки для нас он сшил из детских трусов и, поскольку передняя часть изделия оказалась слишком узкой, придумал специальный потайной карманчик для той части тела, которую нужно было скрыть.

12. В зимнем пальто, но босиком ходили в детстве многие мои сверстники, когда весной, летом и ранней осенью было прохладно. Без обуви я, как и большинство пацанов, бегал до 5 класса, тогда это считалось нормальным. Осеннее пальто появилось только лет в 14-16.

13. Хруст сала, которое с большим аппетитом я ел на кирпичном заводе, нравилось слушать Марату Э. и другим пацанам, с которыми мы «гамовали» (складывали на хранение для зимнего производства) подсушенный сырой кирпич. А вообще, с того времени я полюбил этот продукт, регулярно употреблял его в студенческой юности и зрелые годы.

13.1 «Сало надо есть», - ответил я знакомому приятелю на Дальнем Востоке, услышав его восхищенный вопрос, как у меня «получился» первый сын? У приятеля рождались только девочки…

13.2 «И чтобы к холодильнику за салом не подходил!», - предупреждает жена, когда, при размолвках, угрожает прекратить готовить для меня пищу, пытаясь для обеспечения «чистоты» желаемого эффекта, исключить из употребления любимый продукт.

13.3 «Вазьмi ў паход сала, з’ясi, вадой зап’еш i будзеш сытай», - сказала соседка К дочке-школьнице.

13.4 «Захочу, отрежу кусок сала и наемся досыта, когда выросту, стану хозяином и у меня будут ключи от кладовки», - мечтал в детстве мой однокурсник К.

13.5 «Хорошо, что яблоки пока выручают», - сказал один из «противников» выпивки…, когда в сентябре в 90-е годы мы вспомнили о сале, как о хорошей и доступной в недавнем прошлом закуске после употребления спиртного, но тогда в связи с экономическим кризисом этот продукт стал дорогим…

13.6 Сало – это «наркотик» не без основания, по-моему, считают единомышленники - любители такого продукта.

14. Чаще били слабых и непохожих на большинство окружающих («белых ворон»). Помню такие эпизоды в своем и сыновнем детстве. В авторитете были стойкость и независимость характера, умение дать сдачи, хорошее физическое развитие, успешная учеба, спортивные и музыкальные успехи. Эти факторы понадобились также во «взрослой» жизни, позволили выживать в различных условиях сосуществования.

15. Зовут только по именам детей и взрослых во многих наших «передовых» семьях. Там в межличностных отношениях не употребляют слова мама, папа, бабушка, дедушка. Большинством родных, близких и знакомых этот факт положительно не воспринимается. Вместе с тем, внук моего «продвинутого» приятеля зовет его «дедушка» и я не заметил, что такое обращение вызывало у деда отторжение. Видимо, для данной семьи еще не все потеряно…!

16. «Спасiба Сталiну грузiну, што абуў нас у рузiну», - это стихотворение я впервые услышал от тещи. А ведь и вправду, резиновые сапоги, несмотря на их гигиенические недостатки, играют важную роль в моей жизни, в первую очередь, благодаря своей непромокаемости. Я с удо-вольствием носил их в детстве и сейчас одеваю в «мокрую» погоду.

17. Баня была одним из знаковых мест для Паричан, где не только мылись, но и обсуждали новости, в том числе и мужские «доблести», способности стариков, которые в отношении бабушек были еще ого - го… Мы с Вовкой В. ежегодно заготавливали больше 50 веников, старались держать марку «крутых» парильщиков. До сих пор баня остается у меня одной из основных потребностей, источником удовольствия и наслаждения жизнью. Любовь к бане унаследовали мои сыновья и внуки, которых я завлекал туда разными «льготами». Так, в буфете для детей покупались любые из 2 имевшихся продуктов. Старший сын, подражая взрослым, любил закусывать сладкие напитки сухой рыбой, пойманной им в Березине. Не имели отказов в покупках вкусных товаров младшие сын и внуки.

18. «Если есть русские евреи - есть и русская баня», - ответил мой знакомый, сидящий на верхней полке парилки, на вопрос любознательного мужика: «Есть ли в Израиле русские бани?».

19. Детские фотографии одноклассников напомнили, что на сегодня некоторых уже нет в живых. Надя Ш. сейчас на пенсии – всю профессиональную жизнь была архитектором в институте градостроительства; учителями (6 человек) работали Оля Р., Владя С., Валя Щ., Надя Д., Марат Э., Рая М.; закончили БПИ Гена М., Павел В.; медиками стали Валера Ф., Феня С., Вова В. и Сеня П.; телевизионным журналистом - Тома Б.; Маня М. - налоговым инспектором; мастером штукатуром 6 разряда - Кива Р.; «технарями», закончившими техникумы и училища, - Сергей М., Коля М., Сергей Л.; остальные на фото (Валя К., Зоя Б., Зоя С., Аня Х., Мария Ф., Тома А. и другие) - тоже узнаваемы, но характер их «взрослой» деятельности мне пока неизвестен….

11

19.1 Изменили имена на более «современные» многие одноклассники и знакомые. Это помогало не афишировать свое происхождение и родословную...

19.2 Возвращение к истокам и не проходящим ценностям, в том числе к изначальным паспортным именам, среди моих одноклассников, родственников и знакомых происходит чаще во второй половине жизни. Подтверждается народная мудрость: «Лысеньким родился и лысеньким умрешь…»

19.3 «Быть» или «казаться» - вопрос, который приходится решать многим. В этом контексте большое впечатление произвела на меня в детстве книга Абрахамсона «Тропою грома».

19.4 Учителя оказали большое влияние на мое развитие, способствовали формированию навыков и знаний, необходимых в жизни. В первую очередь – это учительница начальных классов Соркина Мария Юрьевна, первая «классная» - Боровик Нинель Михайловна. Интересными для меня были преподаватели - рисования и черчения Суровец Владимир Владимирович, ботаники – Мигай Александр Владимирович, истории – Шарый Михаил Кириллович, математики – Семенцова Анна Ивановна, физики – Барановский Альфред Викторович, белорусского языка и литературы – Лопухин Григорий Трофимович, Любина Тамара Алексеевна, другие профессионалы.

19.5 Отличниками в школе в 50-70 годы были многие. Большинство из них – до 5 класса, к 7 - как правило, оставалось не более 5, на медаль котировались 2-3 человека. Этот факт говорит о способностях и трудолюбии учеников. А сейчас хорошо учиться без репетиторов весьма сложно. Видимо, «не дотягивают» школьные программы и методики преподавания - постоянная проблема последних десятилетий.

20. Женщина отломала от буханки по куску хлеба плотогонам, сплавлявшим по Березине бревна на стройку, и мужики с жадностью и удовольствием стали утолять голод. Эта картинка 50-х годов часто воскрешается в моей памяти.

21. Провожали, как на войну группу Паричан и мужчин из соседних деревень, отмобилизованных в августе 1968 года, перед вводом войск СССР в Чехословакию для «братской помощи».

21а Стресс первокурсника, у меня, как и у многих «школяров», в первые полгода учебы в ВУЗЕ был ярко выраженным. Это, наряду с другими факторами, обусловливалось непривычным образом жизни, огромной в сравнении со школьной учебной нагрузкой, страхом, испытываемым перед коллоквиумами, зачетами и экзаменами, режимом питания, новым распорядком дня, условиями общежития. Восстановился я, только побывав дома на зимних каникулах.

22. «Картошка»: 22.1 Работа на «картошке» стала спасением от перегрузки, которая возникла в первый месяц учебы в ВУЗЕ, пригодились трудовые навыки и выносливость, приобретенные в детстве, в том числе моральная устойчивость. Выездная «картошка» у меня впервые была в школе, когда наш десант старшеклассников забросили на неделю в соседнюю деревню Качай Болото (с 1962 года Рассвет). Там вкусили прелести жизни в отрыве от дома, получили дополнительную трудовую и физическую закалку

22.2 «Боцман» - такую кличку я получил на первой «картошке», благодаря очень практичному морскому бушлату, которым меня экипировал брат. Здесь, в очередной раз, я увидел реальную жизнь тогдашней деревни (1965 год).

22.3 «У Позина симпозиум» - такое название празднования моего дня рождения «на картошке» я позаимствовал из журнала «Наука и жизнь», где сообщалось, что в старину слово симпозиум означало пьяные оргии с участием женщин. Сейчас этот термин, как правило, связывают с научными собраниями. Когда наступил мой День ангела, мы организовали симпозиум в его первоначальном смысле.

22.4 Трудовые навыки понадобились и при осенних строительных работах на подшефных объектах, спустя 2 года, в течение которых я, как «целинник», был освобожден от осенней «картошки».

12

23. Работа в студенческих стройотрядах на целине (1966-1967 гг.) была для нас физическим и нравственным испытанием, позволила заработать солидные, по тем временам, деньги, приобрести новых приятелей.

23.1 Запомнился первый день работы в совхозе, когда нас вывезли в степь на строительство коровника. Выдали новые, не заточенные, лопаты и велели рыть в твердом глинистом грунте траншею под фундамент. В этот день, здорово устав, заработали всего по 50 копеек… В дальнейшем пришлось вручную делать замесы бетона (как на строительстве исторического Днепрогэса), транспортировать его на носилках и заливать для изготовления фундамента различных построек (жилых домов, коровников, зерносклада). Хотя в то время были бетономешалки, но к нам, как я теперь понимаю, относились, как к солдатам из строительных батальонов, дешевой и не притязательной рабочей силе. В последующем мы познакомились и с местным строительным материалом – саманом, который при кладке стен скрепляли обыкновенной глиной. При погрузке-разгрузке этого материала транспортеров и других механизмов не применяли. Наши «конкуренты» кавказцы в годы целины, по-видимому, обходились совхозу значительно дороже.

13

14

23.2 Вода для питья привозилась из шахтных колодцев и, наверняка, была разною по содержанию солей, так как значительно отличалась по вкусу (от пресного до соленого) в отдельных источниках. Для безопасности нас заставляли пить кипяченую воду, но мы, игнорируя этот запрет, употребляли сырую, набирая питьевые баки непосредственно из колодцев.

23.3 Приходилось преодолевать летнюю жару. Пили много воды, пока не начинали ощущать, как она плескалась в животе. Мать прислала мне лимонную кислоту и соду, чтобы я делал «шипучку», так она, по своим понятиям, старалась уменьшить мои трудности в противодействии обезвоживанию организма. Для профилактики микробных отравлений активно использовался сырой чеснок.

23.4 Носили белые панамы с целью предупреждения тепловых и солнечных ударов – других дешевых головных уборов в магазине не оказалось.

23.5 Работали по 12 часов в день все 2 месяца «целины» с 2-х часовым обеденным перерывом на «фиесту» и двумя выходными в месяц. Особенно трудно приходилось городским 18-20 летним ребятам, среди которых появились «сачки» - студенты, работавшие хуже других. Однако, как я теперь понимаю, это было связано не только с природной ленью, но и с разными физической и трудовой закалкой, способностями к длительному, тяжелому и монотонному труду, семейным воспитанием.

23.6 «Сухой закон» в стройотрядах был установлен официально, но мы его успешно обходили, употребляя вечерами, после предварительной закуски во время ужина, тогдашние «чернила» (Агдам, 777, вермут). Запомнился случай, когда после «употребления», мы стали подбрасывать вверх встретившегося нам в степи местного мастера, которого мы любили и уважали, но в этот раз внизу подхватили неудачно… На следующий день, хотя и в повязке, он продолжал работать с нами.

15

23.7 Купание в местной реке снимало усталость, а нам с Вовкой В. заменяло утренний и вечерний туалет.

16

18


23.8 Показателем «современного прогресса» явился для меня эпизод в степи, когда я наблюдал, как пожилые казах и казашка, сидя на земле перед входом в юрту, играют в карты. Запомнилась картинка в зоне отдыха Заславля, где молодой пастух долго разговаривал по «мобильнику», одновременно, приглядывая за стадом коров. Соответствует «моде» и мое недавнее наблюдение за ездой на мотоцикле девушки, сидящей на заднем сидении и смотрящей в свой смартфон, вместо опоры на водителя. Сейчас по утрам и не только мы с супругой, 70-летние «старички», черпаем информацию из «навороченных» смартфонов.

23.9 Армянская грамота ЦКВЛКСМ этой республики была вручена мне в 1966 году в зале ожидания железнодорожного вокзала в Уральске, где наш стройотряд «Юность» после работы на целине ожидал поезд на Минск. При этом мой коллега по отряду пропел не очень корректную «переложенную» песню об армянах: «И когда в Ереване…», которую секретарь указанного ЦК, вручавший награду, не услышал (или сделал вид, что не услышал…). Конечно, песня была исполнена из озорства, но все-таки…

23.10 Модный дефицит «прямо с фабрики» мы приобрели в Москве на обратном пути с «Целины - 67». Там закупили у фарцовщика плащи болонья и нейлоновые рубашки, которые потом носились десятки лет. В ГУМе у Вовки В проверили документы, так как он был в старой армейской форме, приобретенной в стройотряде. Но зато именно к нему, как наиболее надежному с виду, с предложением о приобретении одежды подошел перекупщик.

23.11 Бороды и усы мы стали отпускать с первых дней пребывания на целине, но, по просьбе местного населения, пришлось их сбрить, а у многих эти мужские атрибуты были довольно симпатичные. В дальнейшем я не раз делал попытки вернуться к названным украшениям, когда оказывался за границами разрешенной «цивилизации», но каждый раз, по различным причинам, приходилось отказываться от нестандартной растительности.

19

23.12 «Поедем на нашу родину, - сказал мне этнический немец води-тель Рихард. Родиной оказалось маленькое озерцо в желтой сухой Уральской степи. - Там, где хорошо - там и родина», - разъяснил шофер…

23.13 Мешки с картошкой везли в эшелоне стройотряды, в которых были опытные и бывалые командиры, так как питание на целине было однообразным (макароны и перловка каждый день, а то и по нескольку раз в сутки). Блюда из картофеля были большой редкостью. Молодежи, не прошедшей армейскую закалку, без «белорусского хлеба» было трудновато. С целью экономии общего бюджета дополнительный сладкий чай можно было пить только с собственным сахаром.

23.14 Обрадовал бабушку мой старший сын, тоже побывавший в студенческом строй отряде в Сибирском Лангепасе. На заработанные деньги он купил подержанный мотоцикл и с трудом продал его через несколько лет. Это положило конец переживаниям тещи из-за постоянной угрозы опасных падений внуков.

23.15 Обьелся дынями и лет 20 не мог их употреблять после угощения директора, привезшего на стройплощадку полный багажник машины урожая совхозных бахчевых.

23.16 «Григорьевич», - так впервые уважительно назвала меня Паричская соседка во время домашнего застолья по случаю 20-летия, это вызвало удивленное удовлетворение и запомнилось.

24. Вскрытием «сучьего вымени» (воспаленных подмышечных лимфоузлов) неоднократно практиковал на мне Вовка В., пока в лечебный процесс не вмешалась санитарка тетя Б, порекомендовавшая пить пивные дрожжи (богатый источник витаминов группы Б). Благодаря этому совету, неприятные болячки довольно быстро исчезли.

25. «Сердце еще бьется?», - спросил больной, которого я старательно выслушивал на 3 курсе института, и получил от меня утвердительный ответ. Сердечный ритм мною тогда прослушивался, а специфическое везикулярное дыхание, из-за неопытности, – не всегда. Несмотря на авторитет преподавателей, я вначале даже сомневался о наличии такого дыхания, подобно автору известного вопроса: «А был ли мальчик?», сказанном в романе А.М. Горького. (Жизнь Клима Самгина).

26. Общежитие для нас было школой жизни, умения общения со сверстниками, основным домом для иногородних, стало довольно трудным испытанием для сохранения индивидуальности, независимых взглядов и поведения. Здесь собирался народ разного семейного воспитания и опыта. Выделялись своей зрелостью «старики»: парни после армии, «стажники», работавшие в организациях и закончившие медучилища. Но этим людям было сложнее, чем «школярам» в изучении иностранных языков, физики. Частое употребление спиртного способствовало алкоголизации. Но, при имеющихся негативах люди, живущие в указанном жилье, отличались своим коллективизмом, устойчивостью к неблагоприятным внешним факторам, происходила более быстрая жизненная адаптация. Эту школу прошли и сыновья, тоже никогда не пожалевшие о времени «общаги». Не зря, спустя многие годы, младший сын обеспокоился будущим устройством в этом жилье моего внука…

26.1 «Вряд ли я столько продержусь на работе, - ответил я сыну, когда он спросил - Ты, батька, еще лет 15 поработаешь? - А какие проблемы? –Да Сеньку надо будет устроить в общежитие». В этот момент мне был уже 61 год, внуку - 2 года.

26.2 Я проспал встречу Нового года, когда, хорошо проводив «старый год», решил прилечь на пару часиков… Проснулся, а за окном уже светило солнце. Витя К, впервые попробовав кубинский ром, тоже «отключился» до утра.

26.3 «Як гэта вы з iмi жывеце? – сказал отец, увидев чернокожего студента в нашем общежитии, – не только живем вместе в комнатах, но и в душе моемся, ответил я.» Бывали при этом и всякие нестандартные ситуации. Так, в одной комнате жили 2 африканца и белорус. К ним ходила в гости девушка, родившая светлокожего вначале мальчика. Белый студент расстроился, но, спустя некоторое время, ребенок начал темнеть и настроение у нашего земляка улучшилось… В последствии, после окончания института, эту девушку с ребенком один из темнокожих забрал с собой на родину.

26.4 Уборка комнаты была трудным делом для не приученных к этому бывших школяров, некоторым впервые пришлось учиться наводить и сохранять порядок, за соблюдением чистоты строго следил «студсовет», грозивший выселить нерадивых. Я прошел школу уборки в семье, но «придирки» «стариков», служивших в армии, и меня, порой, ставили в трудное положение…

26.5 «Вредные» привычки, связанные с семейным воспитанием, приходилось преодолевать и приспосабливаться к соседям. Так, С. не убирал за собой стол от вишневых косточек. Я вставал рано, делал по утрам зарядку, когда остальные хлопцы еще спали («Петухом» назвал меня Л на 1 курсе), пришлось приспосабливаться к соседям – делать физические упражнения во дворе или на лестничной площадке общежития.

26.6 «Коля, устрани бардак в комнате», - написал я, как староста, в записке К, что ему, воспитанному в интеллигентной семье и не привыкшему к такой грубой прямолинейности, не понравилось…

26.7 «Это вам Каминский звонит, оставьте мне 2 билета на вечерний сеанс, - сделаем обязательно», - ответили из кинотеатра. Такой разговор по телефону, со слов моего однокурсника Вити Каминского, состоялся у него с руководством «Центрального», когда Витя восстанавливался после хирургической операции в 3 клинической больнице и, от скуки, позвонил в указанное учреждение. Фамилия Премьер-министра Беларуси в то время тоже была Каминский…

26.8 Хорошие, по моему мнению, парни подобрались у нас в комнате к 4 курсу. До этого устраивались, как получалось, лишь бы «зацепится» за общагу. Из 5 человек было 2 баяниста, 1 из них к тому же «мясцовый паэт», прославившийся в институте своей поэмой «Буквар». И, хотя мы были разными по способностям, происхождению, характеру, нас объединяли тесные приятельские отношения, юношеская непосредственность, взаимная привязанность и терпимое отношение к соседям, сохранившиеся до сих пор.20


На 4 курсе МГМИ, в общежитии

26.9 Наедались до сыта, когда жарили картошку или варили кашу. Но чаще мешала лень… Поэтому, кроме обедов в столовой, для утреннего и вечернего чая покупали сырки, редко дешевую колбасу, молоко. У меня и Вити К в меню было также сало. Использовались и заготовки, привезенные из родительского дома, главным образом, варенье.

26.10 Яблоки, один из моих любимых продуктов, я покупал, как правило, на Комаровке, где они были наиболее дешевые. Антоновка вполне отвечала моему вкусу и потребностям.

26.11 Способность преодоления ксенофобии, умение сосуществовать и понимать не похожих на нас, воспитывались с детства, а в общежитии получила дальнейшее развитие. Этому приходится учиться всю жизнь.