ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Гостевая книга

24 05 2019::Валентина Петрова для Николая.
Добрый день, Николай. На Ваш вопрос могу ответить...
23 05 2019::Валентина Петрова для Натальи Сусловой.
Добрый день, Наталья. Ваш родственник, Кузнецов...

Литературное творчество паричан / Этус Марат Леонидович

К списку >>


Картина "Достали языка" 1943 год.
Художник Решетников Федор Павлович
ВОЙНА - ВОЙНУШКА

Насмотревшись современных фильмов о звёздных войнах, мой внук часто просит меня поиграть с ним в "войнушку". У него есть пластмассовые пистолеты, ружья, автоматы, игрушечные лазерные пушки - всё, что нужно, чтобы имитировать настоящий межпланетный бой. Не имея возможности вести бои из космоса, мы носимся вокруг дома, прячемся за кустами, "стреляем" из-за угла. Каждый раз, когда я изображаю воина, мне вспоминается моё детство, и как мы играли " в войну".
Наш патриотический дух воспитывался на фильмах про войну. В десять-одиннадцать лет не задумываешься о художественных достоинствах фильма. Если про войну, то обязательно хорошее кино. Тогда немцев изображали какими-то уродами: длинные шеи, плоские заострённые головы, торчащие в стороны уши. Уже один вид вызывал отвращение, а когда они творили зверства: убивали детей и стариков, жестоко пытали партизан, сжигали в сараях мирных жителей - нашему презрению и ненависти не было предела. После фильма ребятня  шла домой и, активно жестикулируя, стараясь перекричать друг друга, эмоционально обсуждала незабываемые сцены боёв и захвата "языков". Неудивительно, что любимой игрой была " война ".
В те годы мой отец работал заготовителем в райзаге. Лечебные травы, фрукты, пушнина, шкуры домашних животных, металлолом и многое другое население близлежащих деревень сдавало государству в обмен на товары первой необходимости. Нас, пацанов, в первую очередь интересовал металлолом. Именно в нём мы находили нужное оружие для игр: стреляные патроны, разорванные  гильзы от снарядов, осколки мин,  "лимонки", длинные пулемётные ленты, патронташи, штыки, обожжённые остовы пулемётов, изуродованные ружья и автоматы  - всё, что война оставила после себя  на полях сражений. Возвратившись с войны, отец привёз с собой гимнастёрку,  галифе, пилотку, фуражку, широкий кожаный пояс со звездой на пряжке, парадный китель, шинель, бушлат, кирзовые и хромовые сапоги. Такое обмундирование было почти в каждой семье, если фронтовику посчастливилось вернуться домой. Меня больше всего восхищала портупея с кобурой, планшетка и блестящие медали.
Многие мальчишки хотели быть партизанами. Опять же стёганая фуфайка, ремень, шапка-ушанка или фуражка, кирзовые сапоги были почти в каждой семье. Девочек  "на войну" не брали. Они трусихи, какая от них польза? Разве что самым отчаянным позволяли быть санитарками или медсёстрами. Всё-таки в каждом сражении есть раненые и их надо перевязывать и выносить с поля боя.
Распределение должностей и званий - это особая процедура. Каждый хотел быть командиром  взвода. Следующая по рейтингу военная специальность - это разведчик: самый смелый воин, который проникает в тыл врага,  чтобы выяснить расположение противника и  взять "языка". Немцем никто не хотел быть, но надо же было с кем-то воевать. Договорились, что будем меняться: сегодня наш отряд - русские, завтра - немцы. Жаль, что не было фотоаппарата, чтобы заснять всю эту сопливую  рать с "лимонками" на ремнях, патронташем через плечо, а в руках остовы ржавых ружей или автоматов. Отцовские гимнастёрки   мешком висели на худых плечах рвущихся в бой солдат.  Все они при орденах и медалях выглядели героями.
"Бои" велись широкомасштабные - улица на улицу. Обычно с каждой стороны по десять-пятнадцать бойцов. Всё по-настоящему: разведка  боем, засады, неожиданные нападения на противника из-за угла, захват пленных и допросы с пристрастием - всё, как в кино. Если " немцам " удавалось добыть " языка ", то его привязывали верёвкой к дереву и долго пытали: били розгами, выкручивали руки, обливали холодной водой, раздевали до трусов, вообщем, имитировали жестокие издевательства фашистов."Русские" -  наоборот, гуманные и добрые,  "немецких" пленных не пытали, а сразу отправляли в штаб для допроса.
Вот так воспитывался патриотизм у послевоенного поколения. Каждый готовился защитить свою  Родину и дать отпор любому врагу.