Статьи / О Паричах
К списку статей >>Петухов А.В. (Гомель, ГГУ им. Ф.Скорины)
ПАРИЧСКОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА В 60-90 –е гг. XIX в.: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОМЕЛЬЩИНЕ
В современной белорусской историографии возрос интерес к проблеме становления педагогического образования на территории Беларуси в пореформенный период. Это, несомненно, обусловлено, прежде всего, отсутствием высших учебных заведений в белорусских землях, а также стремлением освятить отдельные аспекты образовательной и конфессиональной политики российского правительства в Северо-Западном крае, касающиеся разрешения проблемы кадрового голода. Исследователи провели большую и кропотливую работу как по отдельным ее аспектам, да по всей теме целиком. Наиболее отметились в данном направлении С.В. Снапковская, С.М. Восович, М.А. Гулюк, М.А. Ступакевич[1-4 и проч.]. Деятельность указанных исследователей в русле очерченной тенденции вернуло из небытия целый ряд учебных заведений, которые стали “кузницей кадров” для начальной школы; внесла весомый вклад региональную историю. В частности явило миру Паричское св. Марии Магдалины училище для девиц духовного звания (с 8 июля 1874 года женское училище духовного ведомства[5]) - уникальное учебное заведение, являющееся примером проявления частной инициативы в области образования, было первым созданным в Беларуси учебным заведением такого рода, дававшим неполное среднее образование и право на звание домашних учительниц. Позднее оно было преобразовано в 6-классное училище (с 1877г.), и постепенно эволюционировавшее к началу Первой мировой войны в 8-классное, которое наравне с гимназиями давало право на поступление в университет.
Узнав указанные вехи истории данного училища поневоле задаешся вопросом: Почему оно было создано именно в Паричах и почему именно данный тип учебного заведения? На эти и некоторые другие вопросы мы и попытаемся ответить в данной работе.
Что бы ответить на первый вопрос стоит обратиться к истории местечка Паричи 50-60 – х гг. XIX в., а также к особам его владельцев – Михаила Ивановича и Марии Яковлевны Пущиных. Они будучи набожными православными христианами и активными общественными деятелями и благотворителями приобрели значительный вес и влияние среди тогдашних губернских и епархиальных властей.
Одним из ярких подтверждений данных слов являются слова минского губернатора (1850-1857 гг.) Федота Николаевича Шкляревича в отношении на имя М.И. Пущина за №1548 от 1 декабря 1854 года: “Милостивый государь Михаил Иванович! Высокопреосвященный Михаил Архіепископ Минскій и Бобруйскій сообщил Г-ну Виленскому Военному и Генерал Губернатору Гродненскому, Минскому и Ковенскому, что при посещенiи в минувшем Августе и Сентябре месяце Православных Церквей он удостоверился, что Вы Милостивейший Государь оказывается отеческое попечение о нуждах благоустройстве и соответственном просвященіи крестьян своих отличаетесь кротким с ними обращеніем, содействуете к утвержденію их в Православіи собственным примером набожности и уваженія к религіи и вообще усердно заботитесь с немалыми для себя издержками о благолепіи православія возведеніем новых и поддерживаніем старых церквей в своих имениях и благодеяниями оказываемыми местному сельскому духовенству, вниманием к коему приобрели искренне ег о к себе расположеніи и благодарность, при этом Высокопреосвященный Михаил добавил, что в проезд его иноверные Помещики не токмо не чуждались его, как Русского Архиерея, напротив его встречали и принимали с отличным вниманием и радушием” [6, л.1-1об.; 7, 146,315]. О данном радении М.И. Пущина генерал-губернатором было сообщено министру внутренних дел и Обер-Прокурору Св. Синода, а ранее упомянутому Ф.Н. Шкляревичу предложил изъявить ему живейшую признательность в “достославных действиях”, что и было сделано[6, л.1 об. - 2]. Не менее существенными являются и слова самого минского архиепископа Михаила [Голубовича], записанные в седьмой части его дневника за 5 февраля 1858 года : “..выходя из Собора, вице-губернатор Брянчанинов сказал мне, что получил из Санкт-Петербурга известие, что Россет зачислен в Военное ведомство и не будет в Минске губернатором; кто же будет – дадут знать. Я считаю, не Пущин ли!..”[7, с.26,147].
Мария Яковлевна Пущина также характеризуется современниками как человек исключительной благонадежности и высокой нравственности. Она родившись в семье дворянина средней руки Якова Подкользина и входя в число той золотой столичной молодежи, которую воспевали в своем творчестве П. Вяземский, А. Пушкин, А. Дельвиг, М. Лермонтов, К. Батюшков, А. Яхонтов и др. [8, с.8; 9, с.90-91], смогла добровольно покинуть высший свет, выйдя замуж за опального декабриста, которому был запрещен въезд в обе столицы и поселившись с ним в его родовом имении Паричах. У семьи были и возможности, и желание дать дочерям хорошее по тем временам образование. Поэтому не удивительно, что Мария вместе с сестрами Варварой (по мужу - Назимова), Пелагеей и Анной сначала училась на дому у различных гувернеров и домашних учителей. В дальнейшем Мария Яковлевна окончила Санкт-Петербургский женский патриотический институт [8, с.17].
Покинув высший свет её казалось бы было суждено лишь забрать свои полученные знания с собой в могилу, передав только малую их толику местным крестьянским дочерям. Около 20 лет Мария Яковлевна Пущина терпеливо и добросовестно исполняла роль скромной труженицы на ниве образования и воспитания крепостных девушек, отдаваясь данному занятию всей душой: давала уроки, проводила с детьми религиозно-нравственные беседы, обучала детей церковному пению, старалась привить им желание ходить в церковь, заботилась о благолепии храма и красоте богослужения, вместе со своими сестрами Анной и Пелагеей (монахиней Белевского монастыря Тульской губернии) организовала из учащихся смешанный церковный хор [10].
Перемены в некоторой степени также были обусловлены плачевным состоянием морального облика семей западно-русского духовенства, что в паричском регионе в частности привело, по словам П.Пароменского, к тому, что “Русская речь слышалась редко даже среди православного духовенства. И не удивительно: где могли воспитываться дети православных и к чему могли привыкать, если русских школ не было, если образование можно было получать в домах польских помещиков, да в польских пансионах, если модными и хорошими считалось у всех лишь то, что было у панов-поляков?!”[8, с.3-4].
Именно исходя из указанного противоречия или иными словами своеобразного духовного протеста, и влияния в среде местного нобилитета у неё стали рождаться мысли о создании в местечке Паричах некоего масштабного учебного заведения закрытого типа для дочерей духовенства. Тут следует особо подчеркнуть, что первоначально ставилась цель не подготовки педагогов для начальной школы, а - воспитание истинных христианок и надежных жен для лиц духовного звания. Тоесть на лицо узкосословное специализированное учебное заведение с минимумом общеобразовательных предметов и максимумом подготовки о тонкостях Св.Писания, церковному пению и практике ведения домашнего хозяйство.
У нее родилась идея создать в Паричах небольшое частное училище для дочерей священников. Об этой идее она поведала (будучи по семейным делам в Петербурге в начале 1860 г.) близким друзьям Помпею и Сергею Батюшковым, через фрейлину Анну Федоровну Аксакову (урожденную Тютчеву), обратился к государыне и получил монаршее одобрение и поддержку. Государыня изъявила готовность принять участие в судьбе будущей школы и назначила ежегодную субсидию в размере 1300 р. Из средств и капиталов императорской семьи. Организационно-хозяйственная и учебно-воспитательная работа лежала на плечах основательницы [4, с.39; 11,с.27]. За образец было взято Царскосельское училище для девиц духовного звания, которое существовало с 1843 г. Постройка и ремонт училищных корпусов, строительство училищной церкви, организация учебного процесса, создание училищной библиотеки, воспитание учащихся – все это делалось Марией Яковлевной с христианским смирением, не щадя себя и своего здоровья.
Училище начало свою работу 8 сентября 1860 г. Данная дата хотя и ставится отдельными исследователями под сомнение[11,с.27], но на наш взгляд является точной и неоспоримой. Этому есть как минимум два подтверждения. Первое из них косвенное, заключается в дате рескрипта императрицы Марии Федоровны по случаю 25-летия училища от 23 августа 1885 г.[12, л.1-2]. Второе, запись в дневнике всё того же архиепископа Михаила от 8 сентября 1860 г. В которой он сообщает даже некоторые малозначительные детали церемонии, хотя о ней напрямую не пишет. Среди мелочей, которые прямо и непосредственно указывают на деятельность училища, свидетельствуют следующие сообщения архиепископа: “… из церкви духовество, ученицы и мы пошли в школку (в б[ывшем] лазарете). Тут, после молебна, я выступал перед ученицами… с Пущиным у меня случилась небольшая стычка по поводу платы за каждую ученицу” [7, с.121,253].
Среди подобных училищ, созданных в ходе реализации масштабным нововведений на территории Беларуси, с оглядкой на опыт Паричского училища, были созданы: Могилевское (1863 г.), Полоцкое (1864 г.) и Минское (1864 г.) женские училища для девиц духовного звания[8, с.26-27]. Так, например, известно, что устав создаваемого Минского училища был предварительно отдан на рассмотрение минского архиепископа Михаила и М.Я. Пущиной, а ученицы создаваемого училища временно проходили обучение в Паричах[13, с.45-52]. Они официально находились под покровительством самой императрицы, а де-факто - в ведении местных епархиальных властей[14, с.211], в то время как Паричское вплоть до 28 октября 1876 года оставалось частным учебным заведением, хотя и содержащееся на средства выделяемые лично императрицей[15, с.387-389].
Стать полноценным же педагогическим учебным заведением Паричское училище должно быть благодарно прежде всего реформам статуса священнослужителей и членов их семей. Причем по итогам реформы духовной мужской школы, женские училища были включены в число учебных заведений дающих педагогическое образование.
Это было обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, тем, что в 1867 г. уставы духовных училищ, семинарий и академий внесли существенные изменения в жизнь детей православного духовенства. Через неделю после утверждения уставов семинарий и училищ - 22 мая 1867 г. - Александр Второй отменил наследование мест в приходе. Родство с ушедшим за штат и умершим перестало служить основанием для закрепления мест в приходах за его родственниками, а тем более за дочерьми[16, с.13-14]. Таким образом, сватовство с приданым уходило в прошлое. Во-вторых, государство испытывало нехватку подготовленных педагогов для начальной школы, количество которых в 1860-1870-х гг. значительно выросло.
Следующим крупным шагом в серии новых законов о духовенстве стал закон "Об устройстве детей православного духовенства". Отделив детей духовенства от сословия, этот закон не только полностью сохранил их права на образование в духовных учебных заведениях, поступление в клир, получение пособий от епархиальных попечительств о бедных духовного звания и т.д., но и дал новые права. Отныне дети духовных лиц могли свободно выбирать род службы, заниматься торговлей, предпринимательством и т.п. на правах той социальной группы, в которой оказывались.
Таким образом, реформа разрушила сословные рамки, освободила сыновей и дочерей духовенства от сословной предначертанности судьбы: одних - от необходимости избирать служение церкви, других - от обязательного брака с принадлежащими к "своему" сословию.
Поэтому, исходя из сложившихся условий жизни духовенства и приняв во внимание ранее разработанные для отдельных училищ цели, учебный комитет при составлении устава для епархиальных женских училищ руководствовался двумя основными посылами: подготовить из дочерей духовенства трудолюбивых членов общества, способных самостоятельно материально себя обеспечить, и только во вторую очередь воспитать из них достойных жен священников. После принятия данного Устава 20 сентября 1868 г. все женские училища постепенно переводились на них. Он распространялся как на епархиальные, так и на женские училища духовного ведомства.
В 1872 г. Св. Синод установил порядок введения в женских училищах устава епархиальных женских училищ 1868 г. В соответствии с этим положением преобразование женских училищ: в 6-классные или 3-классные епархиальные учебные заведения допускалось в тех случаях, если в них преподавались соответствующие учебные программы и местное духовенство находило средства на повышение зарплаты учителям. [9, с.42].Если эти требования не выдерживались, то училище утрачивало свой статус, и переходило в разряд “частных учреждений духовенства”. Такая участь постигла Полоцкое Спасо-Ефросиньевское училище.
Минское училище духовного ведомства стало работать по предложенным программмам с 1872-1873 учебного года,Паричскоеучилище - с 1873-1874 учебного года, Могилевское и Полоцкое – с 1874-1875 учебного года.
Согласно уставу, прием в училище устанавливался с девяти лет. К этому возрасту от поступающих требовалось владеть знаниями в объеме полного курса одноклассных церковноприходских школ. В каждом классе могло быть не более 45 учениц. Бесплатно обучались лишь сироты местного духовенства и дети бедных священно и церковнослужителей, а другие девицы за плату, определяемую местным духовенством.
Поначалу в данных училищах преподавались следующие предметы: Закон Божий, чтение и письмо на русском и славянских языках, арифметика, чистописание, рисование, русская история, география, всеобщая история, всеобщая география в кратком виде, рукоделие, церковное пение, навыки ведения домашнего хозяйства в огороде, саду, скотном и птичьем дворах. В старших классах давались знания о воспитании (основы педагогики), по уходу за больными, свойствах лекарственных растений. После принятия нового Устава в программу вводились немецкий и французский языки, игра на фортепиано и скрипке.
По данным М.А. Гулюка к середине 1890 –х гг. Паричское училище подготовило 1680 учительниц для начальной школы[11,с.27].
Таким образом, на территории современной Гомельщины появилось первое педагогическое учебное заведение, готовящее кадры для сферы народного образования как собственно Минской, так и окрестных губерний. Став предшественником на данном поприще Речицкого и Лоевского педагогических колледжей, а также Мозырского Государственного Педагогического университета им И.П. Шамякина, а также Гомельского Государственного университета им. Ф.Скорины. Женщины заняли сильные позиций в начальной школе Северо-Западного края, которое они занимают в настоящее время.
Автор выражает благодарность за помощь и поддержку в проведении исследований М.Булавинской, а также кандидату богословия, настоятелю Паричского Марии-Магдалининского храма от. Дм. Шилёнку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Снапкоўская С.В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі Беларусі (60-я –пачатак XX ст.). / С.В. Снапкоўская. – Мінск: НІА,2001. – 160 с.;
2. Восович, С.М. Женские училища духовного ведомства на территории Беларуси в XIX – нач. XX вв. / С.М. Восович // Веснік Брэсцкага універсітэта. Мовазнаўства, гісторыя, эканоміка, права, педагогіка. – 2001. - №1. – С.45-52;
3. Гулюк М.А. Политика российского правительства по подготовке педагогических кадров для Виленского учебного округа (вторая половина XIX- начало XX века) дисс. …канд. ист.наук.: 07.00.03. /М.А.Гулюк. – Минск:БГУ,2006 – 22с.;
4. Ступакевич, М.А. Женское образование в Беларуси (вторая половина XIX века – 1917 год): монография / М.А.Ступакевич. – Гродно: ГрДУ,2006. – 170 с.
5. Полное собрание законов Российской империи. - Собрание Второе. – Т.XLIX: 1874. Отделеніе Первое – Санктпетербург: в типографіи II Отделенiя Е.И.В. канцеляріи, 1876. – с.863
6. Отношеніе к М.И. Пущину Федота Николаевича Шкляревича с выражением благодарности отъ Михаила, архиепископа Минскаго за ревностное отношение его к делам Церкви - №1548. [1.12.1854 г.]// Рукописный отдел Института Русской литературы Российской академии наук (далее РО ИРЛИ РАН). – ф.248. - ед.хр.6740. – 2 л. 40
7. Янушкевіч Я. Дыярыуш з XIX стагоддзя: Дзённікі М. Галубовіча як гістарычная крыніца. / Я. Янушкевіч. – Мн.: Хурсік, 2003. – 350 с.
8. Пароменский П. Паричское женское Святой Марии Магдалины училище духовного ведомства ( по случаю 50-летняго юбилея училища) / П. Пароменский. – Спб., 1910. -135 с.
9. Памяць. Светлагорск і Светлагорскі раён: гісторыка-дакументальная хроніка гарадоў і раёнаў Беларусі. У 2 кн. Кн.1. – Мінск: Беларусь, 2000. – 511 с.
10. Подроб. см. Петухов, А.В. М. Пущина - организатор православного женского образования в местечке Паричи. /А.В.Петухов, М.Н. Мурашко // История христианской церкви и христианские ценности восточных славян: Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и магистрантов / редкол.: А.Н. Аксенов [и др.]. – Гомель, 2009. – с.34-36
11. Гулюк, М.А. Женские духовные училища в образовательной политике российского правительства в белорусских губерниях (вторая половина XIX - начало XX в). / М.А. Гулюк // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2005. - №1(35). – с.26-29
12. Рескрипт на имя Марии Яковлевны Пущиной данный императрицею Маріей Федоровной по поводу поднесенного ею отчета о деятельности училища св. Маріи Магдалины [23.08.1885 г.]. // РО ИРЛИ РАН. – ф.248. – ед.хр. 6427. – 2 л. X0
13. Восович, С.М. Епархиальные училища Святейшего Синода на территории Беларуси в XIX - начало XX века. / С.М. Восович // Вестник Брестского государственного технического университета. – 2005. - №6. – 42-43
14. Высочайше утвержденный Уставъ училищъ девиц духовного звания в Западных губерниях [18.11.1863 г.№40287] // Полное собрание законов Российской империи. - Собрание Второе. – Т.XXXVIII: 1863. Отделеніе Второе – Санктпетербург: в типографіи II Отделенiя Е.И.В. канцеляріи, 1866. – с.211-214
15. Именной объявленный Сенату из ведения Св.Синода. – Об уставе и штате Паричского женскаго Св. Марии Магдалины училища духовного ведомства. [28.10.1876 г.№56502]. // Полное собрание законов Российской империи. - Собрание Второе. – Т.LI: 1876. Отделеніе Второе – Санктпетербург: в типографіи II Отделенiя Е.И.В. канцеляріи, 1878. – с.387-389
16. Андреева, Е. А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (середина XIX - начало XX века).: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. / Е.А. Андреева; Московский пед. гос. университет. – М,2000. – 19 с.