ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Статьи / О Паричах

К списку статей >>


ПАРИЧСКОЕ УЧИЛИЩЕ ДЛЯ ДЕВИЦ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ В ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ М.ПУЩИНОЙ

А.В. Петухов
СШ№6 (г. Светлогорск)

Уникальным примером частной инициативы в сфере женского духовного образования в Белорусском Восточном Полесье было Паричское училище для девиц духовного звания св. Марии Магдалины. Оно было создано женой декабриста Марией Яковлевной Пущиной (1812-1895) в имении мужа как частная инициатива в 1860 г.[1, с.27]. Училище находилось под высочайшим покровительством е.и.в. государыни императрицы, и было создано на деньги, выделенные императорской семьёй [2, л.V; 3, с.11]. Что с одной стороны стало причиной широкого обсуждения его работы, в том числе и в правящих кругах в столице империи, а с другой – усложнило современным белорусским исследователям путь к осознанию данного историко-культурного феномена. При этом именно благодаря этому высочайшему покровительству училище «засветилось» тогдашней и последующей научной литературе и публицистике. Также данное покровительство накладывало на организаторов определённый груз ответственности и отчетности, хотя подчеркнем, что на начальном этапе училище являлось частным учебным заведением.
Но вводная характеристика была бы не полной, если мы обойдём стороной личность создательницы и первой руководительницы училища. Мария Яковлевна Пущина родилась 29 декабря 1812 г. в семье дворянина средней руки Якова Подкользина и принадлежала к той золотой столичной молодежи, которую воспевали в своем творчестве П. Вяземский, А. Пушкин, А. Дельвиг, М. Лермонтов, К. Батюшков, А. Яхонтов и др. У семьи были и возможности, и желание дать дочерям хорошее по тем временам образование. Поэтому не удивительно, что Мария вместе с сестрами Варварой (по мужу - Назимова), Пелагеей и Анной сначала училась на дому у различных гувернеров и домашних учителей. В дальнейшем Мария Яковлевна окончила Санкт-Петербургский женский патриотический институт.
В 1838 г. в 26-летнем возрасте она выходит замуж за опального декабриста Михаила Ивановича Пущина,

которому вплоть до 1856 г. было запрещено въезжать в Москву и Петербург, обрекая себя, тем самым, на уединенную серую жизнь в глухой провинции вдали от суеты обеих столиц . После этого Мария Яковлевна окончательно перебралась в 1842 г. на постоянное местожительство в родовое имение мужа Паричи Бобруйского уезда Минской губернии [4, с.34]. Именно здесь в 1860 г. у неё возникла идея об открытии училища, но ввиду отсутствия денег, пришлось прибегнуть к участию сильных мира сего.
Масштаб организаторской работы и деятельности М.Я. Пущиной, а также значимость училища для подготовки педагогических кадров в регионе, современной белорусской историографии ещё предстоит оценить. Для освящения данного круга вопросов не безынтересными являются материалы переписки М.Я. Пущиной с представителями, как региональной, так и центральной элиты, включая высших должностных лиц Св. Синода, а также лично императрицу. В данной работе мы постараемся показать роль адресатов М.Я. Пущиной в организации быта и материально-хозяйственного положения данного училища, а также масштабах данной помощи.
Говоря о данном комплексе документов, следует отметить, что эпистолярное наследие М. Я. Пущиной, как и эпистолярное наследие всей семьи Пущиных довольно обширно и неплохо сохранилось,  доступно для изучения иследователями. Некоторая часть его опубликована в юбилейных изданиях «История возникновения Паричского Св. Марии Магдалины училища духовного ведомства» (Спб,1885) [5] и книге П.В. Пороменского  [3], часть писем М.А. Назимова к М.Я. Пущиной опубликованы отдельно. Но данные публикации, на наш взгляд это лишь вершина айсберга. Невидимой частью айсберга являются материалы личного фонда Пущиных в рукописном отделе Института Русской литературы Российской академии наук «Пушкинский дом» (в г. Санкт-Петербурге, далее ˗ РО ИРЛИ РАН) ф.248 (подробнее о «паричских» материалах этого фонда см. статью автора [6]). Среди уже изученных нами документов, выявлены материалы и на предмет жизнедеятельности училища в Паричах [7;8]. Также имеются материалы об ревностном отношении к делам Церкви [9;10;11].
Среди участников данной деловой переписки были: друг семьи и промоутер проекта П. Н. Батюшков, минский губернатор П.Н. Шелгунов, минский архиепископ Михаил (Голубович), епископ минский и туровский Симеон,  главный начальник края М.Н. Муравьёв, и генерал-губернатор К. фон Кауфман, обер-Прокуроры Св. Синода А.П. Ахматов(1862-1865) и Д.А. Толстой(1865-1880), товарищ Обер-Прокурора (1864-1865) и директор Духовно-учебного управления (1859-1864) кн. С.Н. Урусов, директор Духовно-учебного управления Ф.М. Сухотин(1866-1867) [12], и.о. директора этого же управления С. Сушков, секретарь Е.И. Величества П. А. Мориц, а также сама императрица Мария Александровна.
Среди вопросов наиболее актуальных вопросов для переписки были конечно же вопросы финансирования, а также разного рода отчётов перед Св. Синодом и императрицей. Среди менее приоритетных тем были рекомендации лиц на должности, информация о жизни училища, его успехах.
Начиная с момента зарождения только самой идеи об открытии училища до самого последнего дня его существования – это был проект, завязанный на благотворительной и спонсорской поддержке. Ведь инициатива М.Я. Пущиной в адрес П.Н. Батюшкова и двора императрицы звучал как прошение и смета проекта ценой 1300 руб. ежегодно[6, с.27-31]. И к большому счастью создательницы училища был получен положительный ответ и выделены требуемые средства [6, с.31-32]. Из отчета за первый год деятельности училища на имя императрицы мы встречаем следующих лиц, внёсших значительные денежные средства в пользу училища. Среди них следует упомянуть московского почетного гражданина Королёва (4000 руб.), минских купцов Гинсбурга и Шапиро (1100 руб.), свояченицу основательницы госпожу Е.И. Бароцци (2000 руб., по завещанию), надворный советник Воронин (500 руб.) [6, с.35].
Начиная 1863 года, инициативу в переписке с М.Я. Пущиной переняли чиновники по духовному ведомству, а также региональной власти. Участие местных властей объяснялось вспыхнувшим восстанием 1863-1864 гг. Из письма обер-прокурора Св. Синода А.П. Ахматова от 25 марта 1865 г. мы узнаем, что по приказу М.Н. Муравьёва на устройство более удобного здания для училища было выделено 6000 рублей из штрафных сумм за мятеж [6, с.47]. Почти одновременно с этим ˗ 8 ноября 1865 г. П.Н. Батюшков сообщил, что на составленную инженером Скуратовым подробной смете «на капитальное возобновление и увеличение пристройками Паричского училища г. Министр внутренних дел» повелел немедленно передать 4000 рублей» [6, с.50]. Об освоении одной из этих сумм М.Я. Пущина пишет во всеподданнейшем письме к Государыне Императрице при восьмом отчёте за 1867/1868 учебный год «начатые в 1866-м году пристройки новой каменной подвальной кухни,новой столовой,галереи, бани и прачечной, полученные в 1865 году, 4 тысяч рублей от Министерства внутренних дел, ныне совершенно окончены, и беру смелость представить при сем Вашему Величеству небольшой чертёж училищного дома в настояшем его виде, общую ведомость истраченной суммы…» [6, с.72-73].
Для освоения второй суммы М.Я. Пущина заручилась расположением государыни императрицы (письмо к императрице  от 01.09.1869 г.) и обер-прокурора Св. Синода и министра народного просвещения Д. А. Толстой (письмо М.Я. Пущиной от 12.05.1870 г.), начать постройку флигеля для училища [6, с.74-75;79-80]. В последнем письме М.Я. Пущина приводит следующее описание будущего флигеля «три просторныя, хорошо освященные классные комнаты, большую рекреационную залу, библиотеку, приёмную для начальницы и проч. Спальнями же занять все нынешнее помещение училища, кроме столовой и больницы» [6, с.79]. Следует упомянуть, что кроме указанных при училище также имелись училищная церковь и больница, приусадебный участок. Последний был подарен училищу мужем основательницы. О дошедших об этом слухах сделать это спрашивает в своём письме К. фон Кауфман [6, с.50-51]. Во всеподданнейшем письме к императрице при отчете к 01.09.1871 г. создательница училища сообщает об завершении строительства (стоимость превысила имеющуюся сумму на 500 рублей), а отделку планируется осуществить за средства училища [6, с.82-83]. Утвердительно был решен вопрос о расширении числа учащихся с 60 до 90 учениц [8].
Немало важной структурной единицей учебного заведения была училищная церковь св. Марии Магдалины, построенная М.И. Пущиным к 1863 г.

Настоятель училища одновременно являлся законоучителем и наставником закона Божего. Ввиду данного обстоятельства важным был вопрос об обеспечении содержанием настоятеля данной церкви, и улучшении её статуса. Речь об этом идет в упомянутых мною уже материалах РО ИРЛИ РАН, а точнее в письмах М.Я. Пущиной к гр. Д.А. Толстому от 19.01 и 01.06.1873 г. В следствии оных, было принято решение об уделении «500 рублей ежегодно на поддержание самостоятельного священника, с наймом для него достойного помещения» [8, л.2 об], а также выделении училищной церкви части прихожан от церкви Св. Духа (2 деревни) и Островчицкого прихода (2 деревни) [8, л.2 об - 3]. Следует признать, что данное решение было реализовано не сразу. Так данные о наличии второго прихода в м. Паричи подтверждается лишь «Памятной книгой Минской губернии на 1889 год», которая сообщает что вторым приходским священником стал Михаил Афонский [13, с.119]
Рассмотренные материалы позволяют нам сделать следующие выводы: 1) училище работало за счет различных благотворителей, высочайшего попечения императрицы и средств наследников престола, а также руководства Св. Синода, министерства внутренних дел и руководства Северо-западного края. 2) Быт учащихся, преподавателей и служащих был хорошо организован (имелось своё банно-прачечное обеспечение, столовая, библиотека, церковь, больница, приусадебный участок, мест для проживания иногородних учениц, для педагогов предусмотрены средства на поднаём жилья).

1.    Гулюк, М.А. Женские духовные училища в образовательной политике российского правительства в белорусских губерниях (вторая половина XIX - начало XX в). / М.А. Гулюк // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2005. - №1(35). – с.26-29
2.    Список духовно-учебных заведений, находящихся в ведении Св. Синода 1 января 1912 г. // Российский государственный исторический архив ф. в г. Санкт-Петербурге. – ф.802. – оп.15. –  л.IV-V
3.    Пароменский, П. Паричское женское Святой Марии Магдалины училище духовного ведомства ( по случаю 50-летняго юбилея училища). / П. Пароменский. / П.Пароменский– Спб.: Синодальная типография, 1910. -135 с.
4.    Петухов, А.В. М. Пущина - организатор православного женского образования в местечке Паричи. /А.В.Петухов, М.Н. Мурашко // История христианской церкви и христианские ценности восточных славян: Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. студентов и магистрантов / редкол.: А.Н. Аксенов [и др.]. – Гомель, 2009. – с.34-36
5.    История возникновения Паричского Св. Марии Магдалины училища духовного ведомства. - Спб.: Синодальная типография, 1885. -96 с.
6.    Петухоў, А. “Парыцкі рэгіён” па матэрыялах фамільнага фонду Пушчыных у ІРЛІ РАН: да гісторыі стварэння фонду. /А. Петухоў// Шацілкаўскія чытанні: матэрыялы II гісторыка-краязнаўчай канферэнцыі (да 450 годдзя Шацілак). /Уклад. Т.В.Маслюкоў,В.А.Раманцоў. – Светлагорск,2011. – с.59-65
7.    Письмо М.Я. Пущиной к обер-Прокурору Св. Синода гр. Д.А. Толстому от 19.01.1873 г. / М.Я. Пущина. // РО ИРЛИ РАН. – ф.248. – ед.хр. 6737. – л.1,1 об.
8.    Письмо М.Я. Пущиной к обер-Прокурору Св. Синода гр. Д.А. Толстому от 01.06.1873 г. / М.Я. Пущина. // РО ИРЛИ РАН. – ф.248. – ед.хр. 6737. – л.2,2 об,3
9.    Письмо епископа минского и туровского Симеона (Линькова) к М.Я.Пущиной от 21.04.1891 г. /С.Г. Линьков. // РО ИРЛИ РАН. – ф.248. – ед.хр. 2151. – л.1,1 об,2.
10.    Письмо епископа минского и туровского Симеона (Линькова) к М.Я.Пущиной от 06.04.1892 г. /С.Г. Линьков. // РО ИРЛИ РАН. – ф.248. – ед.хр. 2151. – л.3,3 об,4.
11.    Отношеніе к М.И. Пущину Федота Николаевича Шкляревича с выражением благодарности отъ Михаила, архиепископа Минскаго за ревностное отношение его к делам Церкви №1548. от 01.12.1854 г.// РО ИРЛИ РАН. – ф.248. - ед.хр.6740. – 2 л.
12.    Данилушкин М. История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. /М. Данилушкин, [и др.] - Том 1. 1917-1970. СПб.: Воскресение, 1997. С. 740-743.
13.     Памятная книжка Минской губернии на 1889 год. ˗ Минск: Губернский статистический комитет,1888 ˗ с.119
Статья предоставлена Алесем Петуховым
Петухов А.В. Паричское училище для девиц духовного звания в эпистолярном наследии М. Пущиной. // Мазыршчына:людзі,падзеі,час: матэрыялы Рэсп. навук.-практ. канф., г.Мазыр,25-26 мая 2012 г. / рэдкал. Т.М. Сымановіч (адказ.рэд.) [і др.]. – Мазыр: УА”МДПУ ім.І.П.Шамякіна”, 2012. – с.126-131.