ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Статьи / О Паричах

К списку статей >>


МАЛАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПЛОМБА ИЗ М. ПАРИЧИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

А.В. Петухов
Светлогорский историко-краеведческий музей (Светлогорск)

Самые ранние находки свинцовые пломб на территории Беларуси датируются XI-XIII веками. По авторитетному мнению академика Б.А. Рыбакова «данные пломбы привешивались к товарам, шедшим за рубеж» и принадлежали «приднепровским князьям» [1, с.244-245; 2, с.19]. Свинцовые пломбы встречаются также в ходе археологических раскопок в городах Беларуси периодов вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой [3]. Позднее практика навешивания таможенных пломб, претерпев изменения, стала применяться не к экспортируемому, а к импортируемому товару, который был наиболее подвержен контрабандному промыслу. Наличие таможенной пломбы свидетельствовало о легальности ввозимого товара и уплате таможенных пошлин.
В зависимости от масштаба партии товара пломбы были двух видов малые и большие (люковые) таможенные пломбы. Последние навешивались на вагоны поездов, трюмы кораблей и иные крупногабаритные средства перевозки товара. Функционально пломба использовалась по назначению вплоть до прибытия товара по месту назначения, и вскрывалась заказчиком (розничным торговцем или конкретным потребителем единицы и или партии товара). Таким образом, таможенная свинцовая пломба как этнокультурный феномен, является «немым» свидетелем международных торговых контактов городов и местечек Беларуси с внешним миром.
Предметом рассмотрения данной статьи стала малая таможенная пломба, найденная гп. Паричи С.Е. Рассадиным в ходе археологических раскопок в 2011 г., которая была предоставлена нам для дальнейшего изучения, в числе прочих товарных пломб найденных годом ранее [4, с.244-245], за что мы ему глубоко признательны.
На внешней стороне, найденной в ходе раскопок свинцовой пломбы, сохранилось изображение двуглавого орла. Со всей уверенностью можно утверждать, что это НЕ герб Австро-Венгрии, а - герб именно Российской империи [5, с.5 рис.2, с.93 рис.63]. Данная пломба датируется концом XIX – началом XX вв., и принадлежит одной из 26-ти бригад (Петербургской, Ревельской, Рижской, Аренсбургской, Горженской, Таурогенской, Вержболовской, Граевской, Ломжинской, Александровской, Калишской, Велюньской, Ченстоховской, Новобржеской.Томашовской, Волынской, Волочиской, Хотинской, Скулянской, Измаильской, Одесской, Крымской, Черноморской, Карсской, Эриванской и Бакинской) или одной из двух особых отделов (Керченского и Беломорского) пограничной стражи Российской империи [6, c.1-2]. Более точная информация о месте пересечении данным товаром границы невозможно, т.к. сокращенное наименование таможенного учреждения и год размещалась на внутренней стороне пломбы, к большому нашему сожалению на рассматриваемой нами пломбе не сохранилось (как и информация всей внутренней стороны данной пломбы, включая выдавливаемый в центре крест). Также как и номер пломбировочной машинки на внешней стороне.
Но исходя из практики использования таможенных пломб лишь для отдельных групп товаров (помимо пломбирования товаров, использовалось клеймение, обандероливание, причем все было строго регламентировано в соответствии с действующим законодательством) [2, c.50]. Значит мы имеем возможность - сузить круг возможных товаров прибывших в местечко Паричи на рубеже XIX –XX вв. По сообщению автора учебного пособия по «Пограничный надзор» гвардии ротмистра Крестовского пломбированию подлежали:
«Товары, подлежащие пломбированию:
Жизненные припасы: чай в цибиках, ящиках, полуящиках и т. п. больших помещениях.
Материалы сырые и полуобработанные: 1) Кожи выделанные, за исключением кож больших и кож. скроенных для обуви. 2) Мягкая рухлядь, за исключением: сшитых мехов некрытых тканями, хвостов беличьих, выхухольных, лисьих и т. п., а также изделий из них в роде боа.
Изделия фабричные, заводские и ремесленные: 1) Иглы швейные. 2) Ткани, готовые платья из гуммиластика и всякие изделия из каучука в соединении с шёлком. шерстью, льном и пенькою, как например:—подтяжки и подвязки. 3) Бумага папиросная. 4} Соломенные и стружковые изделия, кроме корзин. 5) Кожаные изделия, как-то: обувь, перчатки и т. п., за исключением привозимых в подготовленном виде, а также всякой кожаной седельной работы. 6) Полотно, батист; а также платки полотняные и батистовые. 7) Льняные и пеньковые ткани кипорныя с затканными узорами. 8) Коломянка всякая и канва льняная. 9) Парусное полотно, тик для матрацев и мебельный, ковровые ткани из льна, пеныки и джута и т. п. льняные и пеньковые изделия, смешанные и несмешанные с бумагой. 10) Льняные вязаные и плетеные изделия. за исключением шнурков, а также лент и тёсьмы шириной менее 1/4 дюйма. 11) Вощанка и клеенка всякая в полотнах. 12) Материи, платки и ленты (шириной 1/4 дюйма и более) чисто шёлковые из бур-де-суа и полушёлковые. 13)Шелковая и полушелковая басонная работа, за исключением тесьмы и лент шириною менее 1/4 дюйма и шнурков. 14) Байковые одеяла и шерстяные попоны. 15) Шерстяные ткани всякие, а также шерстяные шали, платки, кушаки, шарфы, войлоки и ковры. 16) Фески и колпаки турецкие. 17) Шерстяные и бумажные басоны, или шерстяная и бумажная басонная работа, и шерстяные и бумажные плетения и вязаные изделия всякие, за исключением лент и тесьмы шириною менее 1/4 дюйма и шнурков. 18) Бумажныя ткани всякие. 19) Тюль. 20) Кружева. 21) Турецкие ткани. 22) Платье и белье сшитое. 23) Шляпы и фуражки всякие. 24) Кораллы на нитках. 25) Часы и хронометры карманные всякие» [6, с.9-11].
Как видно из приведенного перечня, привезённый с данной пломбой, товар был далеко не товаром первой необходимости, и красноречиво свидетельствует об уровне жизни, достатке и насущных потребностях тогдашних жителей местечка Паричи. Учитывая аналогичные находки в городе Гомеле, можно предположить что данный товар скорее всего прибыл из Западной или Центральной Европы. Так В. А. Литвинов следующим образом характеризует географию таможенных пломб имеющихся в коллекции ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль": «На них обозначены названия 9 таможен, из них Варшавская и Московская являются внутренними, а Вержболовская, Александровская, Граевская, Границкая, Сосновицкая,  Санкт-Петербургская (порт) – внешние» [7, с.16]. В количественном отношении преобладали Варшавская таможня (40 % от имеющихся пломб в коллекции), Вержболовская (21 %), Александровская (12 %), Московская (9 %), Граевская (6 %), а остальные представлены единичными находками [7, с.16-17].
Таким образом, подытоживая, следует сказать, что указанная находка является весьма красноречивым свидетельством зажиточности, и потребительских возможностях жителей местечка Паричи. Также есть возможность допустить вид товара, который был привезен с этой пломбой, а также направление, откуда он прибыл. При условии хорошей сохранности таможенные пломбы выступают весьма информативным историческим источником по истории международной торговли, а также быта белорусских городов и местечек.
Литература
1. Рыбаков, Б.А.Знаки собственности в княжеском хозяйстве в Киевской Руси X-XII вв. /Б.А. Рыбаков// Советская археология. – М.-Л.,1940. – №6 – с.227-257.
2. Острога, В. А. История таможенного дела и таможенного права Беларуси: учеб. пособие / В. А. Острога. — Мн.: БИП-С, 2005. — 192 с.
3.Вайцяховіч, А.В. Пломба. / А.В.Вайцяховіч, Г.В. Штыхаў// Археалогія Беларусі: Энцыклапедыя ў 2 тт. – Т.2:Л–Я./ рэдкал. Т.У.Бялова (гал. рэд.) [і інш.]– Мн.: Беларуская Энцыклапедыя ім. П.Броўкі, 2011. –с.194-195.
4. Рассадин, С.Е. Археологические находки XIX начала XХ в. из Парич на Березине как исторический источник. / С.Е. Рассадин// Пензенский археологический сборник: междунар. сб. науч. тр./ под ред. Г.Н. Белорыбкина. – Вып.4 – Пенза,2012. – с.242-254.
5. Рассадин, С.Е. Гнездо двуглавого орла. /С.Е. Рассадин. – Мн.: Беларусь, 2008. - 95 с.
6. Пограничный надзор. Руководство для старших на постах. Учебник для бригадных учебных команд пограничной стражи. По программе, утвержденной г. министром финансов 11 мая 1884 г. / сост. гв. ротм. Крестовский. – Спб.: Типография И.Н. Скороходова, 1889. – 95 с.
7. Літвінаў, У.А. Эканамічныя сувязі Гомеля ў другой палове XIX пачатку XХ стагоддзя (па матэрыялах сфрагістыкі). / У.А. Літвінаў // Гомельшчына: старонкі мінулага. Нарысы – Вып.1 – Гомель: б.в., 1994. – с.13-17.