ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Гостевая книга

29 07 2020::Валентина Петрова для Марины.
Добрый день, Марина. Информация из донесения о...
21 07 2020::Валентина Петрова для Бондаревой Тамары.
Добрый вечер. Переходите по этой ссылке и читайте....

Статьи / О Паричах

К списку статей >>


2010 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)

Из истории пристани Паричи
…Современным жителям посёлка Паричи, безусловно, известно почерневшее от времени большое деревянное строение по адресу: улица Маяковского, дом 21. Его появление на берегу Березины напрямую связано с историей Паричской речной пристани периода Великой Отечественной войны.
…«Пристань Паричи – небольшая тарифная пристань, расположенная в зоне нижнего течение реки Березина, - читаем мы в предвоенном статистическом отчёте. - Обработка грузов большой скорости являлась здесь основным временем работы».
Из того же документа мы узнаём, что общий грузооборот пристани Паричи в последнюю предвоенную навигацию 1940 года составлял в целом 8,6 тысяч тонн сухих грузов. Из них по 1,8 тысяч тонн приходилось на хлеб и на лес, ещё 1 тысяча тонн – на «плодовощи» (в основном на вывозимый картофель), 400 тонн – на «химию» (то есть на привозимые химические удобрения), по 100 тонн – на так же доставляемые в Паричи соль и металл. Остальные 3,4 тысячи тонн проходили по графе «прочие грузы» и подробно расписаны в документе не были. Следует помнить, что в 1940 году Паричи являлись районным центром, и всё ввозимое сюда через местную речную пристань шло на нужды ни одного только самого посёлка, а всего района в целом. Равным образом и отправляемые через Паричскую речную пристань грузы являлись результатом трудовой деятельности всего тогдашнего Паричского района Полесской области БССР.
За ту же предвоенную навигацию 1940 года с пристани Паричи вверх и вниз по Березине было отправлено 12,8 тысяч пассажиров. Пожалуй, что в сегодняшних условиях такую цифру и представить то сложно – за время речной навигации (то есть за неполный календарный год) с Паричской пристани отправилось в речные плавания население пяти таких посёлков, как современные Паричи!
Организационно «Пристань 3-го разряда Паричи» входила в структуру Днепровско-Двинского речного пароходства Народного Комиссариата речного флота Союза ССР (НКРФ). Начальником пристани с 1937 года и до начала войны являлся Константин Григорьевич Василевский. В 1998 году он по памяти написал небольшие воспоминания, копию которых нам любезно предоставил В.Г.Мураль. Благодаря этим машинописным листкам, хранящимся в фондах Паричского школьного музея, мы сегодня можем «из первых уст» получить живое описание того, что представляла собой пристань Паричи накануне войны. Итак, слово К.Г.Василевскому:
«Пристань «Паричи» - это основное транспортное предприятие по перевозке всех грузов и пассажиров в летнее время, ибо Паричи не были связаны с городами Бобруйск, Мозырь, Речица железными дорогами и шоссейными. … Штат пристани был 8 (восемь) человек: начальник пристани – Василевский К.Г., приёмосдатчики [грузов] – Альхимович Иосиф, … Володя [фамилия в оригинале пропущена], Гаврильчик Иван, сторож - отец Гаврильчика-приёмосдатчика, уборщица [поимённо оба в оригинале не названы], связист Суслов Захар, путеец Лисовский Иван Николаевич. Все грузы для Парич завозились только пароходами – продукты питания, промтовары и всё другое, даже посылки и киноленты для кино. Возили их пассажирскими пароходами ежедневно на Бобруйск и на Лоев. Пароходы пассажирские «Гикало», «КП(б)Б», «Краснофлотец» брали до 200 пассажиров и 30 тонн груза. Ежедневно пристань отправляла до 30 тонн на пароходах и до 500 тонн груза – в [буксируемых] баржах: лес, хлеб, картошку. На Бобруйск ежедневно отправляли 2 – 3 тонны масла, 2,5 тонны рыбы речной свежей, сыр голландский, мебель и много других грузов. В Паричи привозили муку, крупу, соль, удобрения и многое другое. Пристань обслуживал две бригады грузчиков и коногоны с лошадьми. На пристани располагались: соляной склад, база райгосторга [районного управления государственной торговли] промтоварная, база овощная, склады заготзерна [районного управления по заготовке зерна], склад удобрений. Пристань имела контору и пассажирский вокзал на 100 человек, грузовой склад и жилой дом начальника пристани».
Эта информация подтверждается текстом официального советского документа за 1944 год, в котором мы читаем, что «пристань Паричи в начале Отечественной войны располагала новыми зданиями: грузовым складом, пассажирским вокзалом и жил[ым] домом, которые к моменту оккупации были в полной исправности. Обследованием состояния пристани после её освобождения в 1944 году установлено полное уничтожение всех зданий и сооружений, каковое было произведено немцами путём поджога перед отступлением».
Освобождение территории БССР от немецких оккупантов ещё только начиналось, а в Москве, в НКРФ уже разрабатывался детальный план возрождения судоходства на белорусских реках. Он предусматривал, в частности, полное восстановление довоенного берегового хозяйства речников Белоруссии, и в одном из его разделов было подробно расписано, что должна представлять собой послевоенная пристань Паричи на Березине. В дальнейшем этот план неоднократно уточнялся и корректировался, но любой из его вариантов – от первоначального до окончательного – предусматривал то, что возрождённая Паричская пристань должна состоять из нескольких обязательных объектов. Перечислим их, опустив здесь многочисленные указанные в документах того времени цифры сметной стоимости, габаритов и объёмов каждого из них.
Планировалось, что речные суда будут швартоваться у установленного на сваях деревянного причального мостика разборного типа, предназначенного так же для временного складирования грузов. Отсюда они должны были перемещаться на склад – в «крытое деревянное (дощатое) помещение 3-го типа для одновременного складирования 120 тонн груза». Так как серьёзное внимание в то время уделялось санитарно-эпидемиологической обстановке на приречных территориях, то план восстановления пристани Паричи предусматривал постройку такого отдельного «прозаического» сооружения, как «дощатая уборная на рамной основе на 2 очка». Так же в планах Днепровско-Двинского речного военно-восстановительного управления НКРФ значились водомерный пост «Паричи», расположенный на правом берегу Березины на 104-м км от её устья, и переправочная (паромная) линия через реку, расположенная как раз в районе пристани. Но главным объектом новой пристани Паричи, с упоминания о котором мы начали наш сегодняшний рассказ, должен был стать так называемый «дом-контора» для замены разрушенного в ходе боевых действий речного вокзала пристани «Паричи». Это одноэтажное деревянное рубленное здание предназначалось «для аппарата пристани на 3 – 5 человек, а так же для квартир на 1 – 2 семьи, для ожидания пассажиров, комнаты матери и ребёнка». В дальнейших планах был уточнено, что этот «дом-контора» должен состоять из помещений для «начальника пристани, весовщиков-сторожей (2 человека), квартир для проживания 4 человек», а так же для размещения «комнаты матери и ребёнка на 6 человек» и  «ожидалки для пассажиров на 14 человек».
Постройка всех запланированных объектов пристани началась сразу же после полного освобождения территории тогдашнего Паричского района в 1944 году. Тогда же была восстановлена 42-километровая воздушная линия связи речников, связавшая Паричи с Бобруйском, а в победном 1945-м другая ведомственная линия связи НКРФ была протянута отсюда ещё на 95 километров – до Речицы.
К тому времени, когда Великая Отечественная война окончилась, речная пристань Паричи на Березине вновь находилась в эксплуатации.