ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Гостевая книга

13 05 2020::Валентина Петрова для Елены Владимировны Новосельцевой
Добрый день, Елена Владимировна. Ваш дядя - Рядовой...
13 05 2020::Валентина Петрова для Олега Михайловича.
Добрый день, Олег Михайлович. Ваш дядя увековечен на...

Статьи / Пущины

К списку статей >>


А.В. Петухов (Светлогорск)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МИХАИЛА ПУЩИНА: К ВОПРОСУ О ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ «ЗАПАДНО-РУССИЗМА» (ПО МАТЕРИАЛАМ ИРЛИ РАН)

Так уж повелось, со времен А. Цвикевича в отечественной историографии, что “западно-руссизм” стойко ассоциаруется с личностью Михаила Осиповича Кояловича(1828-1891), и видится как реакция на восстание 1863-1864 гг. [1, с.112-184]. Мы не отрицаем, того факта, что именно тогда он вышел на авансцену истории, но начал формироваться он несколько ранее, и не следует замалчивать вклад его единомышленников. Нам кажется, крайне мало в историографии уделяется места генезису, вызреванию феномена; нет исследований посвященных идейным предшественникам данной идеологии. Так, А.Цвикевич рассматривает лишь митрополита Иосифа (Семашко) и Ксенофонта Говорского[1, с.13,17-39]. Чтобы пролить свет на данный круг вопросов, нам представляются не безынтаресными материалы из фамильного фонда Пущиных( фонд №248), хранящихся в рукописном отделе Института Русской литературы РАН (далее РО ИРЛИ РАН). Они позволяют составить представление о политических взглядах и общественно-значимых инициативах декабриста и друга А.С.Пушкина, проживавшего с в 1838 г. в м.Паричи Бобруйского уезда Минской губернии – Михаила Ивановича Пущина(1800-1869)[2, с.333-335]. Тем самым расширяя наши знания по данному кругу проблем.
Что не показаться голословными приведем ряд его утверждений. Вот как он высказывался о своих крестьянах и местных евреях в инвентаре своего имения Паричи от 20 января 1845 г. (об обстоятельствах вокруг этого инвентаря см. подробнее в статье автора [3]) : “…отличнейшим свойством крестьян вообще всего здешнего края суть праздность, ленность, нерадение и пьянство. Редко встречается усердие к труду как к господской работе, так и собственно на своей. Крестьянин не может обойтись без понуждения и ближайшего надзора. Множество евреев, - наводнивших этот край, можно уподобить раку, который распространяет свою ветвь, глубоко пущенную, и смертельно уязвляет ею. Самые лучшие предложения парализуются евреями. Несмотря на нормальную цену вина, правительством установленную, евреи повсеместно продают вино дешевле и тем приманивают к себе крестьян, принимают воровские вещи, и крестьянин часто тянет к ним последний свой хлеб, последнее своё сено…евреи думают за крестьянина, потому, что у последнего притуплены совершенно способности мыслить…”[4, л.5]. Много схожего во взглядах на “еврейский вопрос” Михаил Пущин имел с некоторыми личностями из новейшей истории. Вот что он пишет в своей “Записке об устройстве быта еврейского населения в Западных губерниях России” [12.02.1859 г.]: “Евреев необходимо собрать в центре поселений, в города и местечки; для образования и воспитания их юношества открыть реальныя школы и мастерския под надзором доверенных от правительства лиц. Часть коробочного с них сбора, обратить на заведение фабрик и ремесленных м заведений…”[5, л.1-2]. В этом документе мы встречаем и другие стериотипные для антисемита мысли и идеи, а также опосредованно на местных крестьян: “Непризнавая учения Христова, сближенные с крестьянами они затемняют их понятия религиозныя и затрудняют духовное а вследствие того и нравственное их образование” [5, л.1]. Он также считает все евреи вымогатели, и они должны быть оттянуты от торговли вином [5, л.1].
Не менее отчетливые он имел взгляды на предмет судьбы Западной России. В качестве иллюстрации своего утверждения процитируем текст, написанный его рукою “Прошение дворян Минской губернии к Государю Императору, Александру II по вопросу об укреплении за Россией Западного края”[1863 г.]: “В настоящее время, как в Правительственых взглядах, так и в сознании общественном, выроботась та истина, которая ясно указывает путь для полнаго и непокалебимого укрепленія за Россиею Северозападного ся края он выражен неоднократно, твёрдым намерением В[ашего] И[мператорского] В[еличества] различными мерами достигнуть его обрусения.
С полным благословением пред Высоким Стремлением В[ашего] И[мператорского] В[еличества] ко благу нашего любезнаго Отечества, мы, небольшое число Русских дворян землевладельцев Минской губернии, готовы всеми способностями нашими, содействовать всякому делу Вами предначертанному и употребить все возможныя меры для достижения великой цели. Но не имея к тому достаточных средств, просим Вас Государь, дать нам орудие для действия, и тогда, мы, насаждение Великой Екатерины при помощи Божией и Высочайшем соизволении В[ашего] И[мператорского] В[еличества] исполним Гражданский долг наш, положим правильное и твердое начало тому делу, направив его соответственно местным условиям и потребностям” [6,л.1,1об.].
В рамках “западно-руссизма” имел он и религиозные взгляды. Наиболее отчётливо они охарактеризованы минским губернатором (1850-1857) Федотом Николаевичем Шкляревичем в его отношении на имя Михаила Пущина за №1548 от 1 декабря 1854 года: “Милостивый государь Михаил Иванович! Высокопреосвященный Михаил Архіепископ Минскій и Бобруйскій сообщил Г-ну Виленскому Военному и Генерал Губернатору Гродненскому, Минскому и Ковенскому, что при посещенiи в минувшем Августе и Сентябре месяце Православных Церквей он удостоверился, что Вы Милостивейший Государь оказывается отеческое попечение о нуждах благоустройстве и соответственном просвящении крестьян своих отличаетесь кротким с ними обращеніем, содействуете к утверждению их в Православии собственным примером набожности и уважения к религии и вообще усердно заботитесь с немалыми для себя издержками о благолепии православія возведеніем новых и поддерживаніем старых церквей в своих имениях и благодеяниями оказываемыми местному сельскому духовенству, вниманием к коему приобрели искренне его к себе расположении и благодарность, при этом Высокопреосвященный Михаил добавил, что в проезд его иноверные Помещики не токмо не чуждались его, как Русского Архиерея, напротив его встречали и принимали с отличным вниманием и радушием.
Г-н Генерал Губернатор получив с истинным удовольствием столь приятное извещение и сообщил об этом для сведения ГГ. Министру Внутренних Дел и Обер Прокурору Святейшего Правительственного Синода изволил предложить мне, изъявить Вам живейшую признательность в засвидетельствованных Высокопреосвященным Михаилом достохвальных действиях”[7, л.1-2; 8, с. 146,315].
Для полноты характеристики Михаила Пущина следует упомянуть некоторые ряд факты из его биографии, которые указывают на немалое влияние М. Пушина на политическую жизнь региона. Его племянником был Иван Иванович Набоков, к тому же дед великого писателя, занимавший должность виленского вице-губернатора с 14 декабря 1857 по июль 1862 гг. [8, с.303]. Не менее существенными являются и слова минского архиепископа Михаила [Голубовича], записанные в седьмой части его дневника за 5 февраля 1858 года : “..выходя из Собора, вице-губернатор Брянчанинов сказал мне, что получил из Санкт-Петербурга известие, что Россет зачислен в Военное ведомство и не будет в Минске губернатором; кто же будет – дадут знать. Я считаю, не Пущин ли!..”[8, с.26,147;9, с.54]. Губернатором сам М.Пущин не стал, но влияние в региональной политике сохранил. Одним из фактов подтверждающих это утверждение стал тот факт, в 1865 году он был возведен в чин генерал-майора и занял должность коменданта Бобруйской крепости, которую занимал вплоть до самой смерти [2, с.335].
Именно исходя из вышеприведенных фактов биографии, и утверждений самого М. Пущина можно утверждать, что Михаил Пущин был одним из идейных предтеч «западно-руссизма», будучи старше М.О Кояловича на три десятка лет, он стоял в одном ряду с митрополитом Иосифом (Семашко) и Ксенофонтом Говорским. Он имел ярко выраженные убеждения по актуальным вопросам региональной политики, и  участвовал в управлении краем.
Литература
1.Цвікевіч, А. «Западно-руссизм»: Нарысы з гісторыі грамадзкай мыслі на Беларусі у пачатку ХІХ і пачатку ХХ в. / А.Цвікевіч; Пасл. А.Ліса. 2-е выд. – Мн.: Навука і тэхніка, 1993. – 352 с.
2.Модзалевский, Б. Пущин Михаил Иванович. / Б. Модзалевский // Русскій біографіческий словарь: Притвицъ – Рейсъ / под наблюденіем Императорского Русского Исторического общества А.А. Половцова. – СПб: “типографія Императорской Академіи наукъ”, 1910. – с.333-335.
3. Петухоў, А. “Парыцкі рэгіён” па матэрыялах фамільнага фонду Пушчыных у ІРЛІ РАН: да гісторыі стварэння фонду. /А. Петухоў// Шацілкаўскія чытанні: матэрыялы II гісторыка-краязнаўчай канферэнцыі (да 450 годдзя Шацілак). /Уклад. Т.В.Маслюкоў,В.А.Раманцоў. – Светлагорск,2011. – с.59-65.
4.Тетрадь «Статистика Местечка Паричи», составленая в [20.01.1845 г.] году генерал-майором Михаилом Ивановичем Пущиным / М. И. Пущин // РО ИРЛИ РАН. – Фонд 248. – Ед. хр. 6268. – 57 л.
5.Пущин, М. И. Записка Об устройстве быта Еврейского населения в Западных губерніях Россіи / М. И. Пущин // РО ИРЛИ РАН. – Фонд 248. – Ед. хр. 6285(XXXIII б.5) л.1-2об.
6.Пущин, М.И. Прошение, его рукою, дворян Минской губерніи къ Государю Императору, Александру II по вопросу об укрепленіи за Россией Западного края. / М. И.Пущин // РО ИРЛИ РАН. – Фонд 248. – Ед. хр. 6312(XXXIII б.12), л.1-1 об.
7.Отношеніе к М.И. Пущину Федота Николаевича Шкляревича с выражением благодарности отъ Михаила, архиепископа Минскаго за ревностное отношение его к делам Церкви - №1548. [1.12.1854 г.]// РО ИРЛИ РАН. – ф.248. - ед.хр.6740. – 2 л. 40
8.Янушкевіч, Я. Дыярыуш з XIX стагоддзя: Дзённікі М. Галубовіча як гістарычная крыніца. / Я. Янушкевіч. – Мн.: В.Хурсік, 2003. – 350 с.
9.Петухов, А. В. Паричское женское училище духовного ведомства в 60-90 –е гг. XIX в. : к вопросу об истоках педагогического образования на Гомельщине. /А.В. Петухов // Православие на Гомельщине: историко-культурное наследие и современность: сборник научных статей. / Г. А. Алексейченко (отв. ред.). — Гомель : ГГУ, 2010. —  с.53-59.