ПАРИЧИ
СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ Г.П. ПАРИЧИ

Гостевая книга

15 02 2018::Алла Гришкевич (Мураль) для Манкевич
В Светлогорском районе нет такой деревни. Она...
14 02 2018::Aлла Гришкевич (Мураль) для Сергея
Добрый день, Сергей, для поиска необходимы полные...
30 01 2018::Людмила Мураль для Берла
Здравствуйте, Берл. Вы правы, Виктор никогда не...

Статьи / Пущины

К списку статей >>


Продолжение.
Также Пущин обращал внимание и на Минскую губернию в вопросе об улучшении положения крестьян. В своей «Записке об устройстве быта еврейского населения Западных губерний России» от 12 февраля 1859 года он говорит о том, что улучшение жизни крестьян тесно связано с вопросом о евреях. В весьма отрицательном свете он пишет о том, что этот народ не занимается хлебопашеством, а только «вымогает деньги с крестьян», в них Пущин видит корень всех зол. Однако находит рациональный выход из сложившегося положения. Он предлагает устроить реальные школы и мастерские, чтобы обучать евреев ремеслу. Никаких перегибов и ненависти в его словах нет, Пущин относится к делу практично, пытаясь устроить все так, чтобы приносить максимальную пользу и выгоду.
За участие в трудах по отмене крепостной зависимости 17 апреля 1860 года получил наградную серебряную медаль, а через два дня после этого ему было объявлено высочайшее благоволение. Следовательно, можно говорить о том, что Пущин сделал некоторый вклад в составление Положений 19 февраля 1861 года. Здесь можно увидеть поддержку тех взглядов, которые проповедовали декабристы в основных положениях их главных документах «Русской Правде» и «Конституции». Теперь настало то самое время, когда власть наконец-то решилась на небольшие подвижки в деле освобождения крестьян и Пущин, как один из декабристов помог воплотить мечту 1825 года в реальность.
В 1860 году Михаил Иванович был назначен мировым посредником по Бобруйскому уезду.В его ведомстве теперь находились образовательные учреждения уезда, за которыми он обязан был следить и обустраивать. В 1862 году открылось Паричское женское начальное училище. Всего теперь их было два: народное и духовное женское начальное училище.
9 января 1862 года Пущин был назначен членом Минского губернского по крестьянским делам присутствия. В этом же году он получает орден Святого Владимира, что говорит о его безупречной службе на этой должности, а затем его производят в Действительные Статские Советники и причисляют к Министерству Внутренних дел. Очень важно было для Михаила Ивановича оставить при себе свой мундир, и ему было сохранено это право.
В 1863 году началось Польское восстание. В Минской губернии 94% помещиков были поляками по национальности. Они любыми средствами пытались «ополячить эту территорию», для чего предпринимали такие меры,как например покупка имений у русских помещиков по очень выгодным ценам. Часть населения, к которому принадлежал и Михаил Иванович Пущин, было православным. Тут же Пущин пишет «Записку о способе и размерах вознаграждения русских помещиков Западного края за отходящие от них земли». Он говорит о том, что меры, принятые против возмутившейся польской шляхты не должны коснуться русских помещиков, которые сохраняли свои имения в этом крае часто лишь из-за патриотических чувств, что, по мнению Пущина, заслуживает правительственного покровительства. Он показывает на своем примере, что оставил имение Паричи Минской губернии, Бобруйского уезда, даже когда ему пришлось продать дом в Петербурге для раздела наследства, лишь для того, чтобы утверждать православие и вводить русское образование. Действительно в Паричах было уже несколько училищ, одно из которых духовное и  построенная по инициативе Михаила Ивановича церковь.Также, в своей записке он предлагает изменение выкупа крестьянского надела «к положению Великороссийских губерний». Пущин говорит, что нельзя крестьян русских имений ставить в менее выгодные для них условия, чем во владениях польской шляхты, но «правительство поступит справедливо», если сделает помещикам определенные доплаты помещикам. Отчасти эта записка связана с материальным положением самого Михаила Ивановича.
В 1863 году он пишет прошение о том, чтобы его взяли на службу, которая «доставила бы честный кусок хлеба». Бедственное положение Михаила Ивановича связано с тем, что крестьянская реформа проходила в имении без его надзора, так как он в это время занимался улучшением быта крестьян в Минске. Он жалуется на беспорядки, бесконтрольную вырубку и поджоги леса, который теперь остается единственным средством заработка, но и его нельзя спасти из-за халатности полиции. После реформы, уже в гораздо более позднее время имение Паричи стало совершенно убыточным, несмотря на то, что Михаил Иванович получал доход с тех Почтовых станций, которые он содержал, затраты на содержание превосходили приносимый доход.
Просьба Пущина о службе была удовлетворена 5 мая 1865 года. Он был переименован в генерал-майоры и назначен комендантом Бобруйской крепости с получением жалования 1017 рублей и столовых 1401 рубль.
И на этой должности Пущин проявляет себя очень деятельно, в том числе по хозяйским вопросам. Ремонтирует комендантский дом, осуществляет покровительство Православного братства при соборе Александра Невского в Бобруйской крепости, куда приглашает в почетные члены некого Александра Михайловича N. Занимается обрусением края, рекомендуя на место начальника Минской губернии командира Воронежского полка полковника Сахарова, который, по его мнению, больше всего надежен и подходит для продолжения этого дела.
Михаил Иванович Пущин окончил свою жизнь, не дожив до 69 лет 25 мая 1869 года, умерев тихой и безболезненной смертью, как и его отец. Тело его было перевезено из Бобруйска в Паричи, в церковь Марии-Магдалины, им же построенную. С разрешения Минского архиепископа Александра он был погребен у алтаря. Его жена Мария Яковлевна Пущина умерла в 1895 году и была похоронена вместе со своим мужем. Прямых наследников у Михаила Ивановича не осталось, так как от брака у него не было детей.

3.3 Просветительская деятельность

Михаил Иванович Пущин особенно к концу своей жизни много внимания уделял вопросам религии и просвещения в родном крае. В Минской губернии русская народность представляла собой меньшинство, соперничая во многом с польским населением за территорию, а с евреями за торговлю. Пущин, как помещик и человек на государственной должности мог повлиять на благосостояние своего родного уезда на Южной окраине империи.
Первое направление деятельности – это образование. Большой вклад был сделан Марией Яковлевной Пущиной. Она родилась 29 декабря 1812 года семье дворянина Якова Подкользина. Семья могла дать детям хорошее образование, так как была возможность, поэтому для девушек были наняты учителя на дом. Мария продолжила свое образование в Санкт-Петербургском женском патриотическом институте.
После замужества ей пришлось покинуть столичную жизнь и отправиться на уединение в имение мужа – Паричи. Здесь Марии Яковлевне пришла идея создания училища для девочек, но денег на его открытие у семьи Пущиных не было, поэтому они обратились к высочайшим лицам, прося их покровительства в благом для государства деле. Патронаж над будущим училищем приняла на себя императрица Мария Александровна, которая выделила деньги на его постройку. Также в дальнейшем не только она, но и члены монаршей семьи постоянно помогали деньгами.
8 сентября 1860 года по инициативе Марии Яковлевны было открыто Духовное училище для девушек, которое находилось под крылом своей создательницы и ее мужа, а также закупало у имения некоторые продукты и дрова.Оно стало первым училищем такого типа. В первом наборе было 24 ученицы, 16 из которых были дочерями умерших священнослужителей. В нем была трехклассная система с шестилетним сроком обучения и имело более расширенную программу в отличие от других училищ духовного ведомства, существовавших на тот момент.
Генерал-майор Пущин предпринимал поездки в Паричи, чтобы держать под контролем состояние училища, а также навещал его воспитанниц. В 1868 году он был приглашен на экзамен к ученицам, чтобы посмотреть на результаты их деятельности и поощрить их к дальнейшему обучению. На нужды училища им был подарен приусадебный участок земли.
Другое направление его деятельности, которое способствовало обрусению края – распространение и утверждение православной религии. В Паричах к тому времени уже было  13 ноября 1863 года, в день рождения Михаила Ивановича, была освящена церковь Марии Магдалины, закладка которой производилась сугубо по инициативе Пущина. Каменная церковь способствовала укреплению и созданию религиозной общины.
Когда проходило прощание с Михаилом Ивановичем Пущиным после его смерти, пришло очень много людей, в основном это были крестьяне и простой народ, дворян было не так много. Также пришли попрощаться с телом своего благодетеля и ученицы Паричского женского духовного училища. В церкви не хватило места для всех – такая признательность говорит о том, что Михаил Иванович сделал очень многое, за что ему пришли отдать дань памяти те люди, которые были ему не безразличны при жизни.
Стихотворение, написанное неизвестным, скорее завистливая эпиграмма, попытка уколоть недостатками, которые Михаилу Ивановичу не были присущи:
«Я составил себе положение –
Без связей, без протекций, один.
У меня славный дом и имение,
Ордена и почетнейший чин.
Оттого, что сгибаться почтительно
Было делом святым для меня…»
«Гибкий человек»
Более вероятно, что это стихи, которые не отражают личность самого Пущина, а автор вместе с ним с неодобрением и презрением относятся к таким людям. То есть перед нами предстают взгляды и самого Михаила Ивановича, отраженные в этом произведении. Ценность его для литературы сомнительна, но для создания понимания о взглядах Пущина на общество оно имеет определенную важность.
Таким образом, можно говорить о том, что Пущин всю свою жизнь посвятил Отечеству. В обеих военных кампаниях русско-персидской 1826-1828 гг. и русско-турецкой 1828-1829 гг. он показал себя героем, и не было случая, чтобы хоть как-то он выказал трусость. Несмотря на то, что император Николай скупился на награды – о подвигах Пущина знали если не все, то очень многие.
На поприще гражданской службы Михаил Иванович Пущин всегда был деятелен и отдавал все свои силы, за что бы ни брался. Его честность и всегда твердое упорство нравились людям, поэтому у Михаила Ивановича всегда был широкий круг друзей и знакомых. Он посвятил себя работе в комиссии по составлению Положений, опираясь на свои взгляды, которым он внутренне не изменял со времен участия его в обществе.
Занимаясь вместе с женой просветительской деятельностью среди народа, он улучшил состояние образования в своем крае, нравственный уровень жителей своего имения и окрестностей.

Заключение

Данное исследование представляет собой первую попытку создания биографии декабриста М.И. Пущина. Рассмотрение вопросов, поставленных во введении, привело к следующим выводам.
Изучив основные этапы его жизни, мне удалось проанализировать характер М.И. Пущина.Это был человек твердых убеждений, практичный и рассудительный, но становившийся вспыльчивым и упрямым, когда видел несправедливое отношение к себе или другим людям. Также Михаил Иванович не переносил лицемерие, не любил людей, пресмыкающихся перед другими, и сам никогда не раболепствовал, открыто разговаривая с людьми независимо от чина. Всегда его гордость и честность одерживали победу над личной выгодой, что доставляло ему определенные неприятности по жизни. Михаил Иванович как человек военный, строго воспитанный, был практически всегда сдержанным, не проявлял ярких эмоций. Из-за этого многие посторонние люди не могли понять его сложную натуру, которая была скрыта под маской невозмутимости. В то же время М.И. Пущин очень искренне оплакивал свою умершую любимую жену, не видя смысла в своей жизни после ее кончины. Все его тепло и все эмоции оставались только для близкого круга людей, которых он любил и которым был искренне предан. Под пулями не проявил ни капли трусости, принимая верные и рациональные решения в, казалось бы, безвыходных ситуациях.
Если подвести итог анализу свидетельств, касающихся следствия над декабристами, то с уверенностью можно сказать, что М.И. Пущин был членом Северного общества декабристов и бывшего ранее Союза благоденствия. Собрав воедино различные источники: показания, письма и воспоминания видных декабристов, где упоминалось имя Пущина, и, тщательно изучив их, удалось ответить на этот вопрос, поставленный еще в исследовании П. В. Ильина. Это первый шаг к раскрытию роли многих личностей, которые были членами декабристских обществ. Пущин не участвовал в самом восстании на Сенатской площади – единственная его заслуга здесь это то, что он не вышел по другую сторону баррикад от своих товарищей.
Черты характера могли исказиться в написанных словах или воспоминаниях, но натура человека раскрывается в его поступках. Немало сил Михаил Иванович посвятил службе Отечеству. Он внес значительный вклад в победы русского оружия в русско-персидской войне 1826-1828 гг. и русско-турецкой 1828-1829 гг. По мнению многих, императору стоило смягчить свой гнев, но у него была скорее личная обида на Пущина. Николай относился к нему очень хорошо и считал то, что он не раскрыл ему информацию о заговоре, предательством.
Гражданская служба Пущина состояла в работе над улучшением быта крестьян родной Минской губернии, а затем и в работе по созданию Положений 19 февраля 1861 года, в которой он принимал очень активное участие. Это говорит о том, что его взгляды не поменялись с 1825 года, где-то в глубине души он понимал, что это принесет только пользу русскому народу.
Во благо Отечества он занимался также просветительской деятельностью: распространял православную веру и образование среди народа. Михаил Иванович покровительствовал Паричскому женскому духовному училищу, которое было построено по инициативе Марии Яковлевны Пущиной. Память о них как о создателях его осталась до сих пор: в Паричах стоит памятная плита на месте могилы М.И. Пущина и его жены. Построенная Пущиным церковь Марии Магдалины укрепляла православную общину и способствовала росту нравственности, за чем сам Михаил Иванович пристально следил.
Его жизнь является необыкновенным примером судьбы осужденного декабриста, честного и упорного человека, который не был сломлен трудностями, возникающими на его жизненном пути. С методичностью и нескончаемой внутренней силой он пронес свои убеждения глубоко внутри себя, до того времени, когда они стали востребованными в любимом Отечестве.